ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Что не так с техникой продаж украшений? 5 ошибок продавцов-консультантов

Автор: Альберт Тютин
Категория: Продажи

Сорок шесть.

Именно столько продавцов участвовали в конкурсе на лучшего продавца ювелирных украшений, проведенного в конце прошлого года. За прослушиванием записей их диалогов с тайниками и изучением транскрибаций было проведено немало часов и даже дней. Несколько раз хотелось остановиться – слишком типичными в своем большинстве были диалоги. Но дал слово – держи, тем более что бриллиант оказался в числе последних работ, под номером 45.

Ошибки были похожими, и я решил, что разобрать их в рамках одной статьи будет неплохой идеей.

Работа с клиентским запросом

У всех тайников была одна легенда – покупка украшения в подарок. Казалось бы, есть где развернуться. Вот только консультантов интересовало лишь то, какие украшения из имеющихся есть смысл показывать:

А дальше начинался перебор имеющихся вариантов. Иногда звучали дополнительные вопросы про цвет глаз, комплекцию, возраст, бюджет подарка, но даже с ними возможность влиять на выбор покупателя оставалась крайне ограниченной. Классическая ситуация: не продавец продает, а покупатель покупает.

А ответы на какие вопросы помогут повлиять на выбор покупателя? Держите:

Простой вопрос, снимающий ожидания и «внутреннюю картинку» покупателя, с которой он будет соотносить реальные модели. Странно, что его не задавали.

Чем весомее повод, тем больше инвестиции в подбор подарка – и времени, и сил, и денег. Заодно расшатываются ценовые ожидания дарителя.

Как говорится, лучше один раз увидеть. Если повезет, можно и украшения разглядеть. И уж точно лучше, чем спрашивать про комплекцию.

Ответы на эти вопросы помогают осознать критерии подбора украшения, снижают страх ошибиться с подарком – в первую очередь, самому покупателю.

Подарок – это часто эмоциональная история, связанная с отношением к одариваемому. И покупатель думает о том, какие чувства он хочет вызвать подарком, а не о том, как купить какое-нибудь ювелирное изделие за Х руб. Кстати, и ценовые ожидания с помощью этого вопроса тоже расшатываются. В смысле, клиент сам себе объясняет, что можно и подороже что-то купить.

Вопросы из этой серии помогают понять триггеры покупателя – что его привлекает в украшениях или, наоборот, не нравится. Логика его выбора становится более прозрачной. Да и похожие варианты всегда можно показать.

Все их задавать, конечно, не нужно – клиенты устанут. Но 3–4 дополнительных вопроса, заданные во время демонстрации, помогут понять запрос клиента гораздо глубже.

А теперь я вас немножко удивлю. На самом деле, конкурсанты хорошо выявляли потребности покупателей – только в рамках предустановленной у них операционной системы. А вот для того чтобы задавать другие вопросы (в т.ч. предложенные мною), операционную систему нужно переустановить.

 

Ограничивающие убеждения

Поймите правильно, у меня нет желания критиковать конкурсантов – они действуют исходя из своих убеждений. Знаете, какое из них я считаю корневым? Вера в то, что покупатель знает, чего хочет. Звучит просто, но из этого базового допущения выстраивается целая система продаж:

Вы прочитали краткое содержание 95% конкурсных работ. Такой подход к продажам вслед за Нилом Рэкхемом я называю транзакционным. Ему противопоставляется экспертный подход, в основе которого лежит другое базовое допущение: клиент не определился с выбором, даже если просит показать конкретную модель. Кстати, его использовали только 2 участника конкурса из 46.

Парадигма транзакционных продаж

Парадигма экспертных продаж

Базовые установки продавцов

Покупатель сам знает, что ему нужно

У покупателя есть потребность (проблема/ задача), но с выбором он еще не определился

Предлагать то, что не спрашивал покупатель, равносильно впариванию

В первую очередь, я ищу оптимальное решение задачи/проблемы покупателя, поэтому могу предлагать такие варианты, которые покупатель изначально даже не рассматривал

Покупатели ищут самую низкую цену

Покупатели ищут оптимальное решение по оптимальной цене

Покупатели не готовы ждать

Покупатели готовы ждать, если понимают ценность предложенного решения

Покупатели должны сами делать свой выбор, иначе потом они мне предъявят претензии

Я – бОльший эксперт в товаре, чем покупатели. Я помогаю сделать им выбор и делю с ними ответственность за него

Главное – чтобы покупатель купил хоть что-нибудь (боится не продать)

Главное – не сделать разовую продажу, а завоевать доверие и лояльность покупателя, в т.ч. за счет отказа от продажи, если товар не решает проблемы/задачи клиента

Поведенческие модели продавцов

Продает товар (ищет ответ на вопрос «какой»)

Продает решение проблемы/задачи клиента (ищет ответ на вопрос «для чего»)

Работает в запросе покупателя (конвергентное мышление)

Меняет запрос покупателя, предлагая неочевидные для него решения (дивергентно-конвергентное мышление)

Задает уточняющие вопросы, сужающие количество подходящих вариантов

Задает исследующие вопросы, расширяющие количество вариантов

Всю ответственность за выбор перекладывает на покупателя

Берет на себя значительную часть ответственности за выбор покупателя

Подстраивается под покупателя, старается ему угодить

Ведет себя как эксперт, при необходимости старается переубедить покупателя

Во время консультирования или отвечает на вопросы покупателя, или рассказывает о товаре все, что знает

Презентацию товара увязывает с задачами/ проблемами клиента, которые нужно решить. Предлагает несколько вариантов и сравнивает их между собой

Взаимодействием управляет покупатель, он покупает

Взаимодействием управляет продавец, он помогает правильно выбрать

Как вы понимаете, действуя в транзакционной парадигме продаж, значимого увеличения выручки не добиться – продавец там просто не влияет на выбор. И научить более продвинутым технологиям продаж тоже не получится – сама идея влиять на клиентов и тем более менять их запрос находится под табу. Приходится или заниматься трансформацией мышления, или использовать уловки, чтобы обойти эти вшитые в операционную систему продавцов ограничения.

Презентация

Пример 1. «Вот и поговорили»

Пример 2. «Смотрите, какая скидка»

Пример 3.

Не знаю, как вы, но я плохо представляю, как на основе подобной информации принять решение о расставании с большей частью среднемесячной для страны зарплаты. Вот что объединяет большинство презентаций:

Еще на фокусирование внимания хорошо работают фразы типа «давайте я покажу самые популярные наши модели», «давайте я покажу, самые особенные наши модели», «давайте я покажу модель, которая мне больше всего нравится».

Наверное, вы уже догадались, что подобные недостатки коммерческих презентаций напрямую связаны с доминированием транзакционной парадигмы продаж. Фактически, продаются скидка и цена за грамм – других инструментов повлиять на выбор практически нет.

Работа с возражениями

Большинство тайников использовали стандартное возражение «я видел похожее украшение дешевле». Продавцы довольно легко его обрабатывали – мало кто из покупателей понимает, в чем может быть разница между похожими камнями. Если совсем придираться, то можно дать пару рекомендаций:

Однако в этом разделе я хотел бы больше остановиться на работе со стопперами (клиентскими предубеждениями, часто приводящими к отказу от покупки). Если они и проявляются, то не в возражениях, а в безобидных уточняющих вопросах. Односложных ответов здесь явно недостаточно – требуется более ювелирная работа.

Это искусственный камень?

– Да, искусственный. Как вы к ним относитесь?

А он не вывалится?

– Давайте я покажу в лупу. Здесь целых 4 капрановых закрепки для более надежного крепления. Расскажите о своих опасениях, пожалуйста

А кто производитель?

– Фабрика «ХХХ», входит в двадцатку ведущих российских производителей из более чем двухсот. Вас качество волнует или что-то еще?

Это российское золото?

– Конкретно эти модели – да, российское. Вы не доверяете импортному?

Обязательно проработайте с продавцами правильные ответы на вопрос «Кто производитель?» Боюсь, ответ типа «Кострома» (самый популярный, если что) – не совсем то, что хотят слышать ваши покупатели.

Нет закрытия продажи

Я иногда шучу, что если бы мне потребовалось научить продавцов только двум вещам, то это было бы вступление в контакт и закрытие продажи. Большинство продавцов продажу не закрывали, т.е. не предлагали купить. В результате боязнь ошибиться с выбором и страдание от расставания с деньгами брали верх – они как раз усиливаются ближе к кассе, – и покупатели уходили «думать». Понятно, что тут работали тайники, которые все равно бы не купили, но в данном случае это ничего не меняет – сделки нужно закрывать (впрочем, кое-кто из продавцов сумел продать даже тайнику – сувенирка, небольшой чек, но все же).

Есть разные способы подтолкнуть покупателя, но продавцы не пользуются даже банальным «Оформляем?». Думаю, все дело в нелюбви к отказам. Я их хорошо понимаю, поэтому вот мой лайфхак – используйте промежуточные закрытия. Упрощенно, процесс покупки – это ряд последовательных выборов: сначала покупатель решает, что ему нравится, а что нет (демонстрация), потом решает, что ему больше нравится (завершение демонстрации), потом выбирает из нескольких вариантов самый интересный (сравнительная презентация). Задавая вопросы типа «Что вам нравится? Что не нравится?», «Как вам это украшение?», «Что из этого больше нравится?», «К какому варианту больше склоняетесь?», мы как бы подталкиваем покупателей к промежуточным решениям. Финальный вопрос «Наверняка вам подарочная упаковка нужна?» станет логичным шагом и для продавца, и для покупателя. Удачи вам!



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Альберт Тютин

Бизнес-тренер по экспертным продажам в b2b и b2c



E-mail: al.tyutin@gmail.com

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА