Деловая этика

Деловая этика

Принятие и использование основ деловой (корпоративной) этики отличает профессионалов рынка от случайных людей, любителей и авантюристов. Часто именно Деловая Этика становится решающим фактором в принятии ваших управленческих решений, при выборе партнеров, поставщиков, и формирует комфортную деловую атмосферу в вашем бизнесе. Соблюдение писаных и неписаных правил ДЭ позволяет сформировать Репутацию, и именно она станет одной из основ вашего бизнеса. Порой владение Репутацией ценнее, чем владение деньгами, технологиями, идеями. Так что же нужно сделать, чтобы зарекомендовать себя Ответственным, Честным и Воспитанным бизнесменом? И чего делать не стоит… 

Вежливость

За границами нашей страны и внутри огромной мультикультурной Федерации существуют различные форматы сотрудничества, и им сопутствуют разные признаки взаимного расположения между участниками отрасли. В некоторых странах принято обращаться на «ты», даже при первой встрече (у них нет местоимения «Вы»). В некоторых – вежливый отказ звучит как «я попробую» или «завтра». Вам, скорее всего, несложно запомнить и соблюдать обычные правила Вежливости. Однако деловая вежливость имеет более широкое значение.

Субординация 

Что значит соблюдать определенные уровни субординации? Например, стратегические вопросы, варианты развития сотрудничества, детали платежей, не прописываемые в контракте, принято обсуждать лично владельцами или управляющими предприятий. Но делегировать сотруднику полномочия вести такие переговоры вместо собственника – можно только в исключительных случаях. Также некорректным будет неформальное общение с сотрудниками контрагента. Неприемлемо вообще пытаться использовать сотрудников партнера «через голову». Однако выстраивать доверительные отношения между компаниями (а не только руководством) очень полезно для эффективного сотрудничества.

Конкуренты

«О конкурентах или хорошо, или ничего» (С). Обсуждать в любом формате действия прямых конкурентов совершенно излишне. Вежливостью является именно отсутствие упоминания конкретного конкурента. Т.е. фраза «некоторые наши конкуренты до сих пор пытаются продавать изделия с LG» прозвучит органичнее и достойнее, чем «мы не торгуем синтетикой, как «Х…» и «Y…».

Ценим свое и чужое время

Многие из наших партнеров могут находиться на другом конце страны или мира, кто-то находится в командировке или на выставке. Помнить об этом обязательно при отправлении сообщений, звонках, при договоренностях о видеоконференциях. Международные контакты подразумевают, что часть ваших партнеров (заказчиков, поставщиков, подрядчиков) могут принадлежать к другой религиозной конфессии. Соответственно, их праздники и выходные не совпадут с вашими. Например, в ОАЭ пятница является выходным днем (а с 2022 года и суббота с воскресеньем). Израиль прекращает торги на бирже и деловые контакты также в пятницу после заката солнца (но воскресенье – рабочий день). У индусов 6-дневная рабочая неделя, но огромное количество религиозных праздников, которые парализуют коммерческую деятельность. Китайский Новый год цепляет своими 14-дневными каникулами все ближайшие страны ЮВА. 

Опоздания

Необязательность и несоблюдение назначенных сроков чревато потерей репутации. Договариваясь о встречах, звонках, видеоконференциях, будьте предельно внимательны к времени в разных часовых поясах и старайтесь избегать опозданий. Даже небольшие, с вашей точки зрения, задержки на 15-20 минут могут сказаться на настрое ваших партнеров, показать вашу несерьезность в данном вопросе. Поэтому лучше заранее приехать на встречу (за 30-40 минут). Если назначен созвон или видеоконференция, то желательно заранее подготовиться к ней (проверить связь, материалы для презентации и так далее). В случаях, если вы понимаете, что поставка либо исполнение контракта не получатся в оговоренный срок, постарайтесь предупредить контрагента заранее.

Неопределенность

Неграмотно или неполно написанное ТЗ, лишние детали – основные помехи при начале переговоров. Поэтому постарайтесь обойтись без воды, лирики. Идеально было бы познакомиться с форматом коммерческих предложений, шаблонов и брифов, привычных для ваших партнеров. Вы можете попросить предоставить вам образцы первичной документации и подготовить КП по их подобию. Или как же раздражает, с другой стороны, когда ваш контрагент (заказчик) дает невнятное ТЗ, не может определиться с объемом или сроками выполнения заказа, озвучить планируемый бюджет. Так как зачастую достаточно уточнить именно эти детали, чтобы дать быстрый ответ и сэкономить время вашему партнеру и вам. 

Назойливость

Очень часто сотрудники (а порой и руководство) компании проявляют излишнюю настойчивость во время ведения переговоров или исполнения контракта. Это может негативно сказаться на общем фоне сотрудничества, так как ваш контрагент может решить, что вы его «подстегиваете», или почувствовать недоверие в свою сторону. Поэтому стоит придерживаться определенного регламента. Например, во время исполнения контракта согласовать две-три контрольных даты, чтобы получать подтверждение, что все идет по плану. В эти дни любые звонки и сообщения будут уместны. Обычно этого достаточно, чтобы настойчивость не перешла в назойливость. 

Честность

Честное ведение бизнеса – это не более чем исполнение взятых на себя обязательств в должный срок и в должном качестве. Никто не обязан выдавать информацию о своих доходах, источниках, технологических цепочках, привлеченных специалистах и т.д., так как это является частью коммерческой тайны.

Коммерческая тайна 

КТ в той либо иной мере есть у каждого предприятия, и ее сохранение никоим образом не делает вас нечестным. Внутри компании достаточно разъяснить детали КТ вашим сотрудникам (в некоторых случаях подписать договоры о конфиденциальности), чтобы важная информация не уходила за пределы вашего предприятия. После этого, осознавая, как выглядит ваша коммерческая тайна, не стоит претендовать получить доступ к подобной информации у ваших контрагентов (их сотрудников). 

Конфиденциальность

Даже если вы не озвучивали свои требования и не ознакомились с требованием о конфиденциальности от вашего контрагента, стоит помнить, что часть коммерческой тайны заключается в незаметных нюансах, о которых совершенно не стоит знать посторонним. Раскрытие информации об объемах, моделях, сроках или стоимости может быть критично для вашего контрагента. Случайно или осознанно выдав эту информацию, вы можете разрушить доверительные отношения, сложившиеся либо складывающиеся в вашем сотрудничестве. Поэтому согласие на передачу определенных данных лучше получить непосредственно от вашего контрагента и убедиться, что вы говорите об одном и том же.  

Хантинг

Переманивание сотрудников. В 1861 году крепостное право было отменено указом царя Александра II на территории Российской империи. С того времени работодатель не имеет исключительных прав на своего сотрудника, он не может запретить ему поменять место работы, он не может заставить его работать на себя нарушая Трудовой кодекс. Что, в общем-то, замечательно! Некоторые активные HR (обычно представители сетей) могут начать переговоры с вашими действующими сотрудниками и пригласить ценных специалистов в свою компанию, предлагая лучшие условия по зарплате, рабочему графику, соцпакету и так далее. И зачастую одним из условий перехода в другую компанию является увод клиентской базы, базы поставщиков, разработок новых моделей, технологий и так далее. Именно такие действия вызывают наибольший негатив и неприятие у остальных участников отрасли. Принимая на работу сотрудника из конкурирующей компании, стоит уважительно отнестись к его договоренностям с прошлым работодателем, подписанным им договорам о конфиденциальности. Нанимая нечестного сотрудника, стоит помнить, что и ваши данные (базы, каталоги) могут быть проданы им в дальнейшем. 

Авторство и интеллектуальное право

В некоторых компаниях существуют целые отделы, которые отслеживают появление новых моделей на сайтах и в соцсетях конкурентов. Анализируют спрос, получают информацию из открытых источников на маркетплейсах, используют технологию «тайный покупатель». Это является обычным методом конкурентного анализа, однако, изучая чужой модельный ряд или повторяя некоторые приемы продвижения товара, можно оказаться похитителем интеллектуальной собственности и нарушителем авторского права. В отраслевом сообществе быстро становится понятно, кто и откуда черпает вдохновение для своих новых коллекций (или выдает чужие модели за свои). Поэтому столкнуться с всеобщим осуждением и отсутствием желания начинать сотрудничество не стоит удивляться. Черных списков (корректных и не очень) огромное количество в различных форумах, чатах и группах.

Вывод из данной статьи, наверное, уже понятен: «Веди себя с партнерами так, как хотел бы, чтобы они вели себя с тобой!» 

Рейтинг: 1 / 1

Поделиться статьей:


Опубликовано в ЭКСПО-ЮВЕЛИР
Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(133) май - сентябрь 2024
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Стандарты:

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.