Как преодолеть кассовый разрыв

Как преодолеть кассовый разрыв

На протяжении 10 лет, как я работаю в финансовой сфере, я убедилась, что самая частая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, – это кассовый разрыв. Сегодня я расскажу, что делать, чтобы в него не попасть, и что делать, если все-таки избежать кассового разрыва не удалось. В конце статьи вас ждет чек-лист «Деньги под контролем», который поможет вам определить ближайшие шаги для наведения порядка в управлении деньгами.

Кассовый разрыв – это временная неплатежеспособность компании, то есть ситуация, в которой не хватает денег на оплату счетов.

Причины могут быть разные:

– деньги «заморожены» в запасах на складе. Закупали товар во время сезонного снижения цен или скопились новинки, спрос по которым не оправдал ожидания;

– компания дает покупателям отсрочку платежа, которую не может себе позволить;

– идет значительный рост продаж покупателям с отсрочкой платежа;

– много должников с просрочками по оплатам либо есть невозвратная задолженность контрагентов;

– деньги на покупку оборудования взяли из оборота, и оно еще не успело окупиться;

– компания вошла в несезон и не успела подготовиться;

– компания работает в убыток.

Профилактика кассовых разрывов

Для того чтобы избежать кассового разрыва, необходимо планировать. Ваши «помощники» – платежный календарь и бюджет денежных средств. В платежном календаре вы будете планировать движение денег по дням/неделям, в бюджете месяц/квартал/год.

В ситуации неопределенности или если вы никогда раньше не планировали, у вас вряд ли получится точно спланировать сразу год. Начинайте с месяца и переходите к планированию квартала.

Если сложно прогнозировать поступления (большие суммы сделок, тестируются новые рекламные инструменты или  в экономике кризис) при работе с бюджетом, советую запланировать  3 сценария: минимум, норма, максимум (в зависимости от объема поступлений), и после проведения всех выбытий  остаток денег по каждому сценарию должен быть положительный.

По мере того как будут поступать денежные средства от покупателей, вы будете двигаться по сценариям от минимума к максимуму.

Бюджет и платежный календарь помогут вам спрогнозировать кассовый разрыв и начать заранее предпринимать меры.

Что же делать, если кассовый разрыв наступил

– Проведение переговоров с контрагентами о переносе даты оплаты или формирования графика платежей.

– Установка приоритетности платежей. Посмотрите, отмена или задержка по каким платежам  несет операционные, репутационные или финансовые риски. Присвойте каждому платежу рейтинг и исходя из него примите решение.

– Взять кредит или заем. Обратите внимание, что, если кассовый разрыв вызван убытком, заемные деньги только усугубят ситуацию.

Важно разобраться в причинах кассовых разрывов, чтобы не попадать в них снова и снова.

  • Причина нехватки оборотных средств в том, что вы не просчитываете закупки.

Проведите  ABC XYZ анализ продаж, посчитайте минимальный остаток по позициям, при котором вы проводите его закупку, и определите оптимальный объем закупаемой  партии. Проанализируйте остатки на складе, сколько товара, который не оборачивается. Ведь это ваши замороженные деньги. Избавиться от неконтролируемых излишков сложно и почти невозможно, но вы возьмете их под контроль.

  • Причина в слишком большом объеме долгов контрагентов перед вами.

Значит, пора проработать политику по управлению дебиторской задолженностью. В нее должны войти следующие пункты:

– механизм определения максимального лимита долга для каждого клиента и суммарно для всех;

– меры, направленные на профилактику просрочки оплат от покупателей (например, обязательное напоминание за 2 дня);

–  порядок действий в случае наступления просрочки (на какой день просрочки выезжаете на место ведения бизнеса дебитора, в какой момент разрабатывается график платежей и кто его контролирует, в какой момент дело передается в суд).

  • Причина в значительном оттоке денежных средств, связанных с выплатой дивидендов собственнику или с закупкой оборудования, значит, это также требует детальной проработки. Необходимо разработать дивидендную политику и правила закупки основных средств.
  • Причина в убытках компании.

В этом случае кассовые разрывы – сигнал о том, что пора срочно действовать, иначе может наступить банкротство.

Соберите команду и проработайте меры, направленные на увеличение притока денег и оптимизацию выбытий. Обращаю внимание, нет цели просто сократить выбытия, важно повысить эффективность каждого рубля или улучшить условия работы с поставщиками.

 

Краткосрочные меры

Долгосрочные меры

Наименование

Ответственный

Наименование

Ответственный

Увеличение
притока денег

Сдача в аренду активов

 

Запуск нового продукта

 

Привлечение заемных средств

     

Продажа неликвидных активов

     

Разработка калькулятора для определения максимальной скидки клиенту

     

Сокращение выбытий

Переговоры с поставщиками о переносе даты оплат

 

Получение скидок от поставщиков или увеличение отсрочки платежа

 

Оптимизация расходов 

 

Разработка политики по управлению дебиторской задолженностью

 
   

Оптимизация закупок

 

Чек-лист «Деньги под контролем»

  • Ведется отчет о движении денежных средств (далее ДДС).
  • В отчет ДДС попадают все деньги компании, включая все потоки наличных денег, все карты и счета.
  • ДДС ежемесячно анализируется.
  • В компании ведется планирование денег неделя/месяц/квартал/год.
  • По истечении планового периода проводится анализ План/Факт.
  • Действия ответственных за работу с деньгами (учет и планирование) регламентированы. Каждый участник процесса понимает свою зону ответственности, что и когда делает.
  • Есть политика по управлению дебиторской задолженностью.
  • Есть дивидендная политика.

Если на все пункты чек-листа вы ответили утвердительно, значит ваши деньги под контролем. Если же есть то, что еще не реализовано, пришла пора этим заняться.

Рейтинг: 3 / 0

Поделиться статьей:


Опубликовано в ЭКСПО-ЮВЕЛИР
Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(133) май - сентябрь 2024
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Бухгалтерия и налоги:


Ключ к оптимизации налоговых платежей: почему ювелиры должны вести раздельный учет
27 августа 2023 г. Бухгалтерия и налоги
Ключ к оптимизации налоговых платежей: почему ювелиры должны вести раздельный учет

Первый отчетный квартал на ОСНО показал, что многие ювелиры еще совмещают патентную систему с ОСНО, некоторые претендуют на льготу по ст. 145 уже после окончания отчетного периода. Именно таким собственникам …

Анна Кондратьева

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.