Как преодолеть кассовый разрыв
На протяжении 10 лет, как я работаю в финансовой сфере, я убедилась, что самая частая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, – это кассовый разрыв. Сегодня я расскажу, что делать, чтобы в него не попасть, и что делать, если все-таки избежать кассового разрыва не удалось. В конце статьи вас ждет чек-лист «Деньги под контролем», который поможет вам определить ближайшие шаги для наведения порядка в управлении деньгами.
Кассовый разрыв – это временная неплатежеспособность компании, то есть ситуация, в которой не хватает денег на оплату счетов.
Причины могут быть разные:
– деньги «заморожены» в запасах на складе. Закупали товар во время сезонного снижения цен или скопились новинки, спрос по которым не оправдал ожидания;
– компания дает покупателям отсрочку платежа, которую не может себе позволить;
– идет значительный рост продаж покупателям с отсрочкой платежа;
– много должников с просрочками по оплатам либо есть невозвратная задолженность контрагентов;
– деньги на покупку оборудования взяли из оборота, и оно еще не успело окупиться;
– компания вошла в несезон и не успела подготовиться;
– компания работает в убыток.
Профилактика кассовых разрывов
Для того чтобы избежать кассового разрыва, необходимо планировать. Ваши «помощники» – платежный календарь и бюджет денежных средств. В платежном календаре вы будете планировать движение денег по дням/неделям, в бюджете месяц/квартал/год.
В ситуации неопределенности или если вы никогда раньше не планировали, у вас вряд ли получится точно спланировать сразу год. Начинайте с месяца и переходите к планированию квартала.
Если сложно прогнозировать поступления (большие суммы сделок, тестируются новые рекламные инструменты или в экономике кризис) при работе с бюджетом, советую запланировать 3 сценария: минимум, норма, максимум (в зависимости от объема поступлений), и после проведения всех выбытий остаток денег по каждому сценарию должен быть положительный.
По мере того как будут поступать денежные средства от покупателей, вы будете двигаться по сценариям от минимума к максимуму.
Бюджет и платежный календарь помогут вам спрогнозировать кассовый разрыв и начать заранее предпринимать меры.
Что же делать, если кассовый разрыв наступил
– Проведение переговоров с контрагентами о переносе даты оплаты или формирования графика платежей.
– Установка приоритетности платежей. Посмотрите, отмена или задержка по каким платежам несет операционные, репутационные или финансовые риски. Присвойте каждому платежу рейтинг и исходя из него примите решение.
– Взять кредит или заем. Обратите внимание, что, если кассовый разрыв вызван убытком, заемные деньги только усугубят ситуацию.
Важно разобраться в причинах кассовых разрывов, чтобы не попадать в них снова и снова.
- Причина нехватки оборотных средств в том, что вы не просчитываете закупки.
Проведите ABC XYZ анализ продаж, посчитайте минимальный остаток по позициям, при котором вы проводите его закупку, и определите оптимальный объем закупаемой партии. Проанализируйте остатки на складе, сколько товара, который не оборачивается. Ведь это ваши замороженные деньги. Избавиться от неконтролируемых излишков сложно и почти невозможно, но вы возьмете их под контроль.
- Причина в слишком большом объеме долгов контрагентов перед вами.
Значит, пора проработать политику по управлению дебиторской задолженностью. В нее должны войти следующие пункты:
– механизм определения максимального лимита долга для каждого клиента и суммарно для всех;
– меры, направленные на профилактику просрочки оплат от покупателей (например, обязательное напоминание за 2 дня);
– порядок действий в случае наступления просрочки (на какой день просрочки выезжаете на место ведения бизнеса дебитора, в какой момент разрабатывается график платежей и кто его контролирует, в какой момент дело передается в суд).
- Причина в значительном оттоке денежных средств, связанных с выплатой дивидендов собственнику или с закупкой оборудования, значит, это также требует детальной проработки. Необходимо разработать дивидендную политику и правила закупки основных средств.
- Причина в убытках компании.
В этом случае кассовые разрывы – сигнал о том, что пора срочно действовать, иначе может наступить банкротство.
Соберите команду и проработайте меры, направленные на увеличение притока денег и оптимизацию выбытий. Обращаю внимание, нет цели просто сократить выбытия, важно повысить эффективность каждого рубля или улучшить условия работы с поставщиками.
Краткосрочные меры |
Долгосрочные меры |
|||
Наименование |
Ответственный |
Наименование |
Ответственный |
|
Увеличение |
Сдача в аренду активов |
Запуск нового продукта |
||
Привлечение заемных средств |
||||
Продажа неликвидных активов |
||||
Разработка калькулятора для определения максимальной скидки клиенту |
||||
Сокращение выбытий |
Переговоры с поставщиками о переносе даты оплат |
Получение скидок от поставщиков или увеличение отсрочки платежа |
||
Оптимизация расходов |
Разработка политики по управлению дебиторской задолженностью |
|||
Оптимизация закупок |
Чек-лист «Деньги под контролем»
- Ведется отчет о движении денежных средств (далее ДДС).
- В отчет ДДС попадают все деньги компании, включая все потоки наличных денег, все карты и счета.
- ДДС ежемесячно анализируется.
- В компании ведется планирование денег неделя/месяц/квартал/год.
- По истечении планового периода проводится анализ План/Факт.
- Действия ответственных за работу с деньгами (учет и планирование) регламентированы. Каждый участник процесса понимает свою зону ответственности, что и когда делает.
- Есть политика по управлению дебиторской задолженностью.
- Есть дивидендная политика.
Если на все пункты чек-листа вы ответили утвердительно, значит ваши деньги под контролем. Если же есть то, что еще не реализовано, пришла пора этим заняться.
Поделиться статьей:
Первый отчетный квартал на ОСНО показал, что многие ювелиры еще совмещают патентную систему с ОСНО, некоторые претендуют на льготу по ст. 145 уже после окончания отчетного периода. Именно таким собственникам …
Оставить комментарий