Мастера-ювелиры — часть ювелирной отрасли?

Мастера-ювелиры — часть ювелирной отрасли?

Мастера-ювелиры, нужны ли они государству и обществу как субъекты бизнеса на рынке услуг? Нужны ли они бизнесу как часть ювелирной отрасли? Как защитить интересы мастеров-ювелиров? Эти вопросы я задавал себе и знакомым мне индивидуальным предпринимателям-ювелирам. Хотелось понять объективность законодательных новшеств последних лет. Вникнуть, так сказать, в суть проблемы, и, возможно, предложить какие-то решения. Хотя, как мне говорили многие ювелиры, да кому мы нужны? Кто нас будет слушать? Думаю, если обсуждать проблемы на кухне, лучше точно не будет.

Начну по порядку. Как я уже писал в предыдущей статье, самозанятые ювелиры в сфере услуг занимаются ремонтом ювелирных изделий и изготавливают украшения под заказ. При этом изготовление в основном осуществляется из материалов заказчика. В некоторых случаях, по просьбе клиента, ювелир покупает камни для этого украшения, но, как правило, это не драгоценные камни или драгоценные камни малых размеров и небольшой стоимости, либо вообще синтетические вставки. Есть ли польза от такого вида деятельности? Все зависит от того, с какой стороны на это посмотреть.

С точки зрения потребителя, думаю, да. Ведь производственные предприятия не будут чинить порванные цепочки или вставлять выпавшие из кольца камни. А куда обратиться, если вдруг потеряна одна серьга, а эти серьги дороги человеку как память? Производителям это точно неинтересно. Они заинтересованы исключительно в том, чтобы больше производить и продавать новую продукцию, а уж точно не ремонтировать или реставрировать старые украшения. Конечно, с точки зрения крупного бизнеса подобные услуги съедают определенную долю рынка, что не может вызывать положительной реакции с их стороны. Но если смотреть на это со стороны потребителя, то, по отзывам потребителей, такие услуги необходимы по ряду причин. 

Во-первых, для большинства потребителей ювелирные украшения — это не просто золото с камнями или «безделушка» на один сезон. Часто украшение носит в себе некий сакральный смысл. Оно может быть памятным подарком, связанным с каким-либо событием или человеком. То есть такие украшения особо дороги не в материальном плане, а в личном, духовном, памятном. И их нельзя просто переплавить или поменять на другое, новое украшение. Поэтому их приходится чистить, ремонтировать, реставрировать. Думаю, с этим никто спорить не будет.

Во-вторых, в последние годы все больше людей предпочитают индивидуальность в украшениях. Они не хотят покупать украшения в магазинах, где все либо однообразно и массово, либо эксклюзивно и очень дорого. Но при этом, как мне сказала одна моя знакомая: «Не проникает в душу». Потребитель требует общения, участия, если так можно сказать. И где он сегодня может это найти? В магазине или на ювелирном заводе? К сожалению, многие производства только задумываются об индивидуальных заказах, но в рамках крупного предприятия с полным разделением труда штучные заказы не очень-то рентабельны, как мне кажется. Для таких работ все-таки нужны мастера-универсалы. Либо стоимость такого заказа будет слишком завышена. А большинство магазинов не могут себе позволить высококвалифицированный персонал, чтобы обеспечить индивидуальный подход к клиенту. И в этом виноват не потребитель. Потребитель как раз растет, становится разборчивее. Мастера-ювелиры же всегда работали по индивидуальным заказам, это их «конек». Конечно, как и потребности заказчика, так и профессиональный уровень ювелиров разный. Все зависит от возможностей и взаимопонимания заказчика и мастера, но, однозначно, без подобной услуги ювелирная отрасль была бы неполноценной.

И в-третьих, эта сфера деятельности — один из способов существования авторского ювелирного искусства сегодня, так как музеи давно перестали закупать работы художников, а потребитель не готов платить серьезные деньги за украшения из мельхиора и латуни. 

С другой стороны, что нужно государству? Каковы причины усиления контроля в этой конкретной сфере деятельности? Как мне видится, основная цель — повышение прозрачности бизнеса и собираемости налогов. Однако контролировать крупный и средний бизнес государству экономически гораздо интересней, чем малый, не говоря о самозанятых мастерах-ювелирах. Я думаю, законодательство ориентировано именно на крупный и средний бизнес, с точки зрения финансовой и административной нагрузки. А так как малый бизнес и самозанятые мастера-ювелиры особой экономической ценности для государства не представляют с точки зрения поступлений налоговых платежей, то их интересы оказались никак не защищены. Отраслевые общественные организации представляют лишь интересы производителей и торговли. Таким образом, самозанятые мастера-ювелиры фактически оказались за бортом, не имея возможности защищать свои интересы. 

При этом постоянные изменения и нововведения в сфере контроля вообще делают из законопослушных предпринимателей потенциальных нарушителей по формальным признакам. Так, одни только правила внутреннего контроля, в соответствии с ПОД/ФТ, необходимо изменять и дополнять по несколько раз в год, не говоря уже об остальных затратах на исполнение всех требований при осуществлении деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных украшений. Конечно, контроль доходов и оборота ДМ и ДК в общем необходим, но с точки зрения собираемости налогов и исключения нелегального оборота. При этом такие администрирование и контроль должны быть разумными и взвешенными, так как экономическая ситуация в отрасли и без того находится в плохом состоянии. А соответственно, нагрузку необходимо разделять дифференцированно, в зависимости от размеров предприятия. То есть условия ведения бизнеса не должны быть одинаковыми для завода с сотнями сотрудников и ИП без наемных работников. А у нас всех стригут под одну гребенку. А когда начинаешь возмущаться, то слышишь: Ты ведь сам решил стать предпринимателем! Теперь терпи. Тебя никто не заставлял! 

То есть получается, что предприниматель всем должен? Очевидно, что такая позиция ничем не обоснована. Давайте обратимся к законам РФ.

Чтобы не быть голословными, обратимся для начала к Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в ст. 2 которого говорится: «Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Согласно ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. А ст. 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». 

Ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ также обозначает основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, перечисляя среди таковых:

1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В п. 2 ч. 3 ст. 6 данного закона также говорится, что одним из принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ч. 6 ст. 7 в числе прочих мер предусмотренных в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

Переписывать весь закон нет необходимости, и так понятно, что права у предпринимателей есть и они защищены законами РФ. Теперь вернемся непосредственно к деятельности, которой занимаются мастера-ювелиры. У нас данному виду деятельности соответствуют следующие ОКВЭД: «95.25 Ремонт часов и ювелирных изделий, 32.12.5 Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней». Данные ОКВЭД являются одними и теми же как для самозанятых мастеров-ювелиров, так и для производственных предприятий. И все законы принимаются для отрасли в целом. Что само по себе не совсем правильно. Нельзя ставить в один ряд ювелира, работающего в одиночку, и ювелирный завод только по признаку изготовления украшений из драгметаллов и драгкамней, при этом воспринимая данный процесс именно как «производство». Что само по себе характеризует данный процесс как промышленный, а не как творческий. При том, что мастера-ювелиры — это все же ремесленники или художники, не имеющие ничего общего с производственными предприятиями. А соответственно, и осуществление государственного контроля (надзора) должно быть различным и сбалансированным. Хотелось бы, чтобы законодатели, контролирующие органы и отраслевые организации услышали наши проблемы и внесли небольшие коррективы в законы, учитывая и интересы малого бизнеса, и самозанятых мастеров-ювелиров.

Мне кажется, назрела необходимость разделить предпринимателей, работающих в сфере ювелирного производства, на производственные предприятия, сферу услуг и художников-ювелиров. Что можно сделать путем введения дополнительных ОКВЭД. Это необходимо для вывода данных субъектов микробизнеса из сферы производства. Цель данной инициативы — снижение административной нагрузки на ИП без работников, микробизнес в сфере услуг и художников-ювелиров. Например, такой ОКВЭД может называться «Изготовление ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения из материалов заказчика, в том числе драгоценных» или «Изготовление авторских ювелирных украшений по индивидуальному заказу физических лиц, в том числе из драгоценных металлов и камней». То есть подразумевается работа исключительно с давальческим металлом, принимаемым на переработку от физических лиц. Ограничения, конечно, нежелательны, но возможно рассмотреть, скажем, допуск по покупке серебра и «лигатуры» или без права купли и продажи драгоценных металлов и камней в виде сырья и лома таких металлов, при этом разрешить покупать лигатуру для сплавов, сдавать давальческий лом в аффинаж и покупать драгоценные камни в готовом, обработанном виде и, возможно, ограниченном количестве. Например, до 40 000 руб./мес. по договору у официального поставщика. При этом покупка не должна превышать пороговую сумму в течение года. Таким образом, не будет необходимости художникам-ювелирам регистрироваться в личном кабинете и сдавать отчеты на портале Росфинмониторинга. Кроме того, я думаю, что квалификационные требования к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492, предъявляются неравные, так как мастер-ювелир, будучи ИП без работников, проходя периодически одно- или двухдневные курсы обучения по ПОД/ФТ, не становится юристом или экономистом с высшим образованием. А соответственно, не имеет надлежащих знаний для юридически грамотного оформления ПВК. При этом альтернатива — исключительно платные услуги коммерческих организаций, что, на мой взгляд, нарушает права и законные интересы предпринимателя. При том, что, не имея работников, такой предприниматель составляет и утверждает своим приказом ПВК исключительно для себя. Что, на мой взгляд, является формальностью, так как он и так обладает этими знаниями исходя из требований. А так как требования к оформлению ПВК предъявляются исходя из юридически грамотного их оформления, то такой предприниматель должен их постоянно покупать, так как изменения в ФЗ-115 вносятся по нескольку раз в год на протяжении последних нескольких лет. Исходя из чего есть предложение упростить требования по оформлению ПВК для таких предпринимателей, чтобы они могли писать их самостоятельно, не прибегая постоянно к платным услугам. Или хотя бы обеспечить получение для самозанятых мастеров-ювелиров актуальной версии правил внутреннего контроля на портале Росфинмониторинга бесплатно, выработав для них единую форму. Чтобы они были доступны для скачивания в Личном кабинете на Портале Росфинмониторинга. Считаю, что данные изменения можно отнести к ч. 2 ст. 21 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», где говорится: Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 

1) создания условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования;

2) учебно-методической и научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

А также сделать возможным сдачу «нулевого» отчета без удостоверения ЭЦП, так как подобный отчет не содержит конфиденциальной информации или индивидуальных данных клиента. При том, что у таких предпринимателей вообще, как правило, не бывает сделок, по которым необходимо направлять сообщения. Ведь возможности самозанятых мастеров-ювелиров в плане оборота слишком малы, а общий доход за год часто не превышает пороговой суммы. Такой анализ Росфинмониторинг может делать, получая актуальные данные из ФНС и Росстата. Кроме того, при наличии у них онлайн-кассовых аппаратов, которые будут обязательны для ИП в сфере бытовых услуг, не имеющих работников, с 1 июля 2019 года, дополнительный контроль вообще выглядит излишним. Данная мера вполне достаточна для тех, кто состоит на учете в ГИПН. А закрытие ИП в этой сфере однозначно не пойдет на пользу экономике страны, обеспечению занятости населения и развитию самозанятости, о которой говорится в п. 6 ч. 2 ст. 6 ФЗ №209. Думаю, предлагаемые меры были бы достаточно справедливыми по отношению к людям, которые не только снимают нагрузку с государства, обеспечивая себя работой, но и сохраняют традиции ювелирного ремесла, и вносят свой посильный вклад в экономику страны.


Рейтинг: 5 / 4

Поделиться этой публикацией



Лояльность 2.0 Что ваши клиенты готовы делать для вас уже сейчас и почему?
29 мая 2018 г. Продажи
Лояльность 2.0 Что ваши клиенты готовы делать для вас уже сейчас и почему?

Вам нужны продажи? Вы знаете, сколько денег вы тратите на привлечение одного нового клиента? А как долго он остается вашим клиентом? И наконец, сколько денег он приносит в течение своей ...

Екатерина Филатова


Оптимальное распределение товаров по магазинам
24 мая 2018 г. Продажи
Оптимальное распределение товаров по магазинам

Распределение товарных запасов между магазинами торговой сети должно быть ориентировано на повышение эффективности запасов. Эффективность имеет две тесно связанные составляющие: повышение объема продаж за счет обеспечения наличия нужного ассортимента и ...

Константин Жигульский

Комментарии

Оставить комментарий