ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Мастера-ювелиры — часть ювелирной отрасли?
Мастера-ювелиры, нужны ли они государству и обществу как субъекты бизнеса на рынке услуг? Нужны ли они бизнесу как часть ювелирной отрасли? Как защитить интересы мастеров-ювелиров? Эти вопросы я задавал себе и знакомым мне индивидуальным предпринимателям-ювелирам. Хотелось понять объективность законодательных новшеств последних лет. Вникнуть, так сказать, в суть проблемы, и, возможно, предложить какие-то решения. Хотя, как мне говорили многие ювелиры, да кому мы нужны? Кто нас будет слушать? Думаю, если обсуждать проблемы на кухне, лучше точно не будет.
Начну по порядку. Как я уже писал в предыдущей статье, самозанятые ювелиры в сфере услуг занимаются ремонтом ювелирных изделий и изготавливают украшения под заказ. При этом изготовление в основном осуществляется из материалов заказчика. В некоторых случаях, по просьбе клиента, ювелир покупает камни для этого украшения, но, как правило, это не драгоценные камни или драгоценные камни малых размеров и небольшой стоимости, либо вообще синтетические вставки. Есть ли польза от такого вида деятельности? Все зависит от того, с какой стороны на это посмотреть.
С точки зрения потребителя, думаю, да. Ведь производственные предприятия не будут чинить порванные цепочки или вставлять выпавшие из кольца камни. А куда обратиться, если вдруг потеряна одна серьга, а эти серьги дороги человеку как память? Производителям это точно неинтересно. Они заинтересованы исключительно в том, чтобы больше производить и продавать новую продукцию, а уж точно не ремонтировать или реставрировать старые украшения. Конечно, с точки зрения крупного бизнеса подобные услуги съедают определенную долю рынка, что не может вызывать положительной реакции с их стороны. Но если смотреть на это со стороны потребителя, то, по отзывам потребителей, такие услуги необходимы по ряду причин.
Во-первых, для большинства потребителей ювелирные украшения — это не просто золото с камнями или «безделушка» на один сезон. Часто украшение носит в себе некий сакральный смысл. Оно может быть памятным подарком, связанным с каким-либо событием или человеком. То есть такие украшения особо дороги не в материальном плане, а в личном, духовном, памятном. И их нельзя просто переплавить или поменять на другое, новое украшение. Поэтому их приходится чистить, ремонтировать, реставрировать. Думаю, с этим никто спорить не будет.
Во-вторых, в последние годы все больше людей предпочитают индивидуальность в украшениях. Они не хотят покупать украшения в магазинах, где все либо однообразно и массово, либо эксклюзивно и очень дорого. Но при этом, как мне сказала одна моя знакомая: «Не проникает в душу». Потребитель требует общения, участия, если так можно сказать. И где он сегодня может это найти? В магазине или на ювелирном заводе? К сожалению, многие производства только задумываются об индивидуальных заказах, но в рамках крупного предприятия с полным разделением труда штучные заказы не очень-то рентабельны, как мне кажется. Для таких работ все-таки нужны мастера-универсалы. Либо стоимость такого заказа будет слишком завышена. А большинство магазинов не могут себе позволить высококвалифицированный персонал, чтобы обеспечить индивидуальный подход к клиенту. И в этом виноват не потребитель. Потребитель как раз растет, становится разборчивее. Мастера-ювелиры же всегда работали по индивидуальным заказам, это их «конек». Конечно, как и потребности заказчика, так и профессиональный уровень ювелиров разный. Все зависит от возможностей и взаимопонимания заказчика и мастера, но, однозначно, без подобной услуги ювелирная отрасль была бы неполноценной.
И в-третьих, эта сфера деятельности — один из способов существования авторского ювелирного искусства сегодня, так как музеи давно перестали закупать работы художников, а потребитель не готов платить серьезные деньги за украшения из мельхиора и латуни.
С другой стороны, что нужно государству? Каковы причины усиления контроля в этой конкретной сфере деятельности? Как мне видится, основная цель — повышение прозрачности бизнеса и собираемости налогов. Однако контролировать крупный и средний бизнес государству экономически гораздо интересней, чем малый, не говоря о самозанятых мастерах-ювелирах. Я думаю, законодательство ориентировано именно на крупный и средний бизнес, с точки зрения финансовой и административной нагрузки. А так как малый бизнес и самозанятые мастера-ювелиры особой экономической ценности для государства не представляют с точки зрения поступлений налоговых платежей, то их интересы оказались никак не защищены. Отраслевые общественные организации представляют лишь интересы производителей и торговли. Таким образом, самозанятые мастера-ювелиры фактически оказались за бортом, не имея возможности защищать свои интересы.
При этом постоянные изменения и нововведения в сфере контроля вообще делают из законопослушных предпринимателей потенциальных нарушителей по формальным признакам. Так, одни только правила внутреннего контроля, в соответствии с ПОД/ФТ, необходимо изменять и дополнять по несколько раз в год, не говоря уже об остальных затратах на исполнение всех требований при осуществлении деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных украшений. Конечно, контроль доходов и оборота ДМ и ДК в общем необходим, но с точки зрения собираемости налогов и исключения нелегального оборота. При этом такие администрирование и контроль должны быть разумными и взвешенными, так как экономическая ситуация в отрасли и без того находится в плохом состоянии. А соответственно, нагрузку необходимо разделять дифференцированно, в зависимости от размеров предприятия. То есть условия ведения бизнеса не должны быть одинаковыми для завода с сотнями сотрудников и ИП без наемных работников. А у нас всех стригут под одну гребенку. А когда начинаешь возмущаться, то слышишь: Ты ведь сам решил стать предпринимателем! Теперь терпи. Тебя никто не заставлял!
То есть получается, что предприниматель всем должен? Очевидно, что такая позиция ничем не обоснована. Давайте обратимся к законам РФ.
Чтобы не быть голословными, обратимся для начала к Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в ст. 2 которого говорится: «Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Согласно ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. А ст. 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ также обозначает основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, перечисляя среди таковых:
1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В п. 2 ч. 3 ст. 6 данного закона также говорится, что одним из принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ч. 6 ст. 7 в числе прочих мер предусмотренных в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).
Переписывать весь закон нет необходимости, и так понятно, что права у предпринимателей есть и они защищены законами РФ. Теперь вернемся непосредственно к деятельности, которой занимаются мастера-ювелиры. У нас данному виду деятельности соответствуют следующие ОКВЭД: «95.25 Ремонт часов и ювелирных изделий, 32.12.5 Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней». Данные ОКВЭД являются одними и теми же как для самозанятых мастеров-ювелиров, так и для производственных предприятий. И все законы принимаются для отрасли в целом. Что само по себе не совсем правильно. Нельзя ставить в один ряд ювелира, работающего в одиночку, и ювелирный завод только по признаку изготовления украшений из драгметаллов и драгкамней, при этом воспринимая данный процесс именно как «производство». Что само по себе характеризует данный процесс как промышленный, а не как творческий. При том, что мастера-ювелиры — это все же ремесленники или художники, не имеющие ничего общего с производственными предприятиями. А соответственно, и осуществление государственного контроля (надзора) должно быть различным и сбалансированным. Хотелось бы, чтобы законодатели, контролирующие органы и отраслевые организации услышали наши проблемы и внесли небольшие коррективы в законы, учитывая и интересы малого бизнеса, и самозанятых мастеров-ювелиров.
Мне кажется, назрела необходимость разделить предпринимателей, работающих в сфере ювелирного производства, на производственные предприятия, сферу услуг и художников-ювелиров. Что можно сделать путем введения дополнительных ОКВЭД. Это необходимо для вывода данных субъектов микробизнеса из сферы производства. Цель данной инициативы — снижение административной нагрузки на ИП без работников, микробизнес в сфере услуг и художников-ювелиров. Например, такой ОКВЭД может называться «Изготовление ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения из материалов заказчика, в том числе драгоценных» или «Изготовление авторских ювелирных украшений по индивидуальному заказу физических лиц, в том числе из драгоценных металлов и камней». То есть подразумевается работа исключительно с давальческим металлом, принимаемым на переработку от физических лиц. Ограничения, конечно, нежелательны, но возможно рассмотреть, скажем, допуск по покупке серебра и «лигатуры» или без права купли и продажи драгоценных металлов и камней в виде сырья и лома таких металлов, при этом разрешить покупать лигатуру для сплавов, сдавать давальческий лом в аффинаж и покупать драгоценные камни в готовом, обработанном виде и, возможно, ограниченном количестве. Например, до 40 000 руб./мес. по договору у официального поставщика. При этом покупка не должна превышать пороговую сумму в течение года. Таким образом, не будет необходимости художникам-ювелирам регистрироваться в личном кабинете и сдавать отчеты на портале Росфинмониторинга. Кроме того, я думаю, что квалификационные требования к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492, предъявляются неравные, так как мастер-ювелир, будучи ИП без работников, проходя периодически одно- или двухдневные курсы обучения по ПОД/ФТ, не становится юристом или экономистом с высшим образованием. А соответственно, не имеет надлежащих знаний для юридически грамотного оформления ПВК. При этом альтернатива — исключительно платные услуги коммерческих организаций, что, на мой взгляд, нарушает права и законные интересы предпринимателя. При том, что, не имея работников, такой предприниматель составляет и утверждает своим приказом ПВК исключительно для себя. Что, на мой взгляд, является формальностью, так как он и так обладает этими знаниями исходя из требований. А так как требования к оформлению ПВК предъявляются исходя из юридически грамотного их оформления, то такой предприниматель должен их постоянно покупать, так как изменения в ФЗ-115 вносятся по нескольку раз в год на протяжении последних нескольких лет. Исходя из чего есть предложение упростить требования по оформлению ПВК для таких предпринимателей, чтобы они могли писать их самостоятельно, не прибегая постоянно к платным услугам. Или хотя бы обеспечить получение для самозанятых мастеров-ювелиров актуальной версии правил внутреннего контроля на портале Росфинмониторинга бесплатно, выработав для них единую форму. Чтобы они были доступны для скачивания в Личном кабинете на Портале Росфинмониторинга. Считаю, что данные изменения можно отнести к ч. 2 ст. 21 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», где говорится: Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования;
2) учебно-методической и научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.
А также сделать возможным сдачу «нулевого» отчета без удостоверения ЭЦП, так как подобный отчет не содержит конфиденциальной информации или индивидуальных данных клиента. При том, что у таких предпринимателей вообще, как правило, не бывает сделок, по которым необходимо направлять сообщения. Ведь возможности самозанятых мастеров-ювелиров в плане оборота слишком малы, а общий доход за год часто не превышает пороговой суммы. Такой анализ Росфинмониторинг может делать, получая актуальные данные из ФНС и Росстата. Кроме того, при наличии у них онлайн-кассовых аппаратов, которые будут обязательны для ИП в сфере бытовых услуг, не имеющих работников, с 1 июля 2019 года, дополнительный контроль вообще выглядит излишним. Данная мера вполне достаточна для тех, кто состоит на учете в ГИПН. А закрытие ИП в этой сфере однозначно не пойдет на пользу экономике страны, обеспечению занятости населения и развитию самозанятости, о которой говорится в п. 6 ч. 2 ст. 6 ФЗ №209. Думаю, предлагаемые меры были бы достаточно справедливыми по отношению к людям, которые не только снимают нагрузку с государства, обеспечивая себя работой, но и сохраняют традиции ювелирного ремесла, и вносят свой посильный вклад в экономику страны.
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Художник-ювелир. Член Союза художников России.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА