Молодые ювелиры. От старта к сильному имени
Нет, я не стану говорить о ювелирном мастерстве и искусстве. Оставлю эту нишу искусствоведам. Хочу поговорить о том, как возникают сильные имена. О том, как ювелир становится востребованным. О том, что обычно остается за кадром. И о том, что может и должно находиться в центре внимания начинающих талантливых профессионалов.
Начнем с того, что
ХОРОШИЙ ТОВАР САМ СЕБЯ НЕ ПРОДАЕТ
Мало быть талантливым. Недостаточно иметь душу и руки творца и создавать миниатюрные произведения искусства. Для успеха важно стать востребованным. Не известным. Не знаменитым. А именно так — востребованным.
Иными словами, важно создать ситуацию, когда на ваши ювелирные изделия возникает спрос.
Но как быть, если вы — впервые на рынке? На рынке, на котором статус, регалии, а порой и снобизм играют не последнюю роль? Если связей еще нет (или почти нет)? Если все внимание сфокусировано на творчестве, а понимание природы экономических отношений в отрасли еще только-только зарождается?
Как быть, когда с детства учили, что для успеха нужно стать профессионалом, а в реальной жизни этого оказалось недостаточным?
Ответ один:
НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ СЕБЕ СИЛЬНОЕ ИМЯ!
И не дай бог вам попасть в ловушку и начать думать о сильном персональном бренде!
Как говорится, почувствуйте разницу:
• Brand в переводе с английского — это клеймо. Это тот знак, который владелец стада ставил когда-то на бок коровы. Это тот символ, который вы ставите на своем произведении как обозначение того, что именно вы — его автор. Но никакое клеймо не имеет силы, если за ним не стоит сильное имя!
• В отличие от личного бренда, Сильное Имя — это то, что создаете вы в информационном пространстве. Это то, что думают о вас люди. Это то, что передает ключевые смыслы о вас и воспринимается окружающими как само собой разумеющееся. Это то, что заставляет людей интересоваться тем, что вы делаете!
Подумайте об этом. И для начала ответьте себе на один простой вопрос:
ПОЧЕМУ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ТЕМ, ЧЕМ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Не путайте «Почему?» и «Зачем?». Это очень разные вопросы. Побуждает людей к действию именно ответ на вопрос «Почему?».
Надо признать, в обыденной жизни люди часто путают эти вопросы. И даже не замечают этого. Попробуйте спросить нескольких своих знакомых, зачем они делают то-то и то-то. И более чем в половине случаев вы услышите ответы, начинающиеся с «Потому что…» Но! Догадываетесь, на какой вопрос они отвечают на самом деле?
Итак, создание сильного имени начинается с ответа на вопрос о том, что движет вами. По-настоящему. Что лежит в основе вашего выбора профессии? Что заставляет вас посвятить себя этому непростому делу? Какие смыслы вы вкладываете в свою работу? Как вы видите, слышите и ощущаете настоящие причины своего выбора?
Вот два примера таких ответов.
Корпорация Apple: «Мы занимаемся тем, чем занимаемся, потому что нам очень нравится создавать соблазнительные вещи».
Анастасия Тимохина, художник-ювелир: «Мне нравится создавать красивые вещи и дарить людям радость. Создать красивое украшение — это одно, а увидеть, как оно кого-то украшает и радует, — это седьмое небо!»
Найти свой ответ на этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд. Вокруг вашего ответа сформируется ваша вселенная. Люди, у которых в жизни присутствует аналогичная мотивация, похожая причина быть и действовать, станут вашими самыми преданными сторонниками.
Второй шаг на пути к созданию Сильного Имени не менее важен:
РАЗРЕШИТЬ СЕБЕ БЫТЬ
Разрешить себе зажечь свою звезду!
Жизнь взрослого человека — это набор «благоприобретенных» ограничений. Нас повсюду сопровождают ограничивающие убеждения. «Так не принято». «Признание быстро не приходит», «Сначала нужно много и упорно работать». «Все места уже заняты». И так далее. Они накапливались постепенно, с самого детства. И теперь исподволь управляют вами.
Но ведь для того, чтобы взлететь, надо расправить крылья!
Поэтому каждому молодому ювелиру, задумавшему создать себе имя, предстоит серьезная работа над собой не только в профессиональном плане, но и в плане человеческого мастерства, в плане умения ярко, интересно и достойно жить.
Да, возможно, вы только делаете первые публичные шаги. Но определить свой масштаб и разрешить себе расправить крылья важно на самом старте.
Однажды я был свидетелем того, как одного очень успешного человека спросили, чем люди, вошедшие в десятку рейтинга Forbes, отличаются от других предпринимателей. Ответ был таков: «Они изначально идентифицируют себя с системой другого масштаба».
Поэтому на третьем шаге работы над созданием имени я обычно прошу ответить на вопрос:
КТО ВЫ УЖЕ СЕЙЧАС, ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА?
Не кем вы ХОТИТЕ быть. А кто вы УЖЕ СЕЙЧАС!
Почувствуйте разницу! Разницу между намерением и состоянием. Разницу между тем, что когда-нибудь, может быть, произойдет, и тем, что уже случилось и стало нормой. Разницу между мечтой и реальностью.
Да, вопрос звучит непривычно. Но он позволяет уже сейчас ощутить будущий результат. И определить для себя, насколько глубоко вы готовы себя с ним отождествить.
Ваш ответ на этот вопрос обладает магической силой. Он начнет притягивать в вашу жизнь все то, что сделает это будущее вашей реальностью. Потому что исчезнут сомнения, условные наклонения и возможность отложить на потом.
И пусть вас с детства учили быть скромным. В реальном мире за скромность не платят.
Более того, скромность будет мешать, когда я предложу подумать о том,
КАКИЕ СМЫСЛЫ ВЫ ТРАНСЛИРУЕТЕ В МИР
Ваши убеждения и ценности, ваши представления о том, что важно, кто вы и для чего пришли в этот мир, с одной стороны, лежат в основе вашего творчества. А с другой стороны, определяют ваши отношения с миром.
Художник — это не только его произведения. Художник — это, прежде всего, смыслы, которые он транслирует в мир. Именно они определяют его аудиторию. Именно они объединяют его сторонников и поклонников.
Ваши смыслы — это то, что оставляет след в жизнях других людей. Возможно, это прозвучит неожиданно, но для успеха, в первую очередь, важны именно ваши смыслы. И лишь во вторую — ваши произведения.
Приведу наглядный прагматичный пример. Допустим, вы даете интервью. У вас есть два варианта:
• Рассказать, какая занятная у вас получилась вещица.
• Поговорить о том, что для вас важно и какие ценности вы реализуете в своих произведениях. О том, как ваше творчество украшает и радует людей, в чем-то меняя мир.
Второй вариант вызовет гораздо больший отклик в сердцах людей. Но к такому разговору нужно быть готовым. Не только понимать и чувствовать свои ценности, но и сформулировать их. Придать им такую форму, чтобы быть готовым в любой момент их озвучить, гармонично сочетаясь с аудиторией и обстоятельствами.
А это значит, что началась
РАБОТА НАД ЛИЧНЫМ МИФОМ
Здесь начинается профессиональный разговор. О том, как распространяется информация. О том, как в общественном сознании формируются устойчивые образы. О том, как и почему люди рассказывают друг другу о ком-то.
Миф в данном контексте понимается как целостная информационная система, содержащая:
• пространство фактов (где и что про вас написано);
• вашу историю;
• ключевые смыслы (миссию, ценности, убеждения, идентичность);
• метафоры, с помощью которых передаются смыслы;
• источники информации о вас;
• образы ваших сторонников, поклонников и оппонентов;
• точки роста и сферы для дискуссий;
• другие технологические моменты.
Не буду утруждаться сейчас подробным разбором. Важно понять одно. Имя становится сильным, когда транслируемые им смыслы устойчиво с ним ассоциируются. Когда в общественном сознании словно само собой разумеется, что «такой-то человек — это (тут следует перечень смыслов)».
И для того, чтобы такое восприятие случилось, человечество не придумало ничего лучше мифов.
Мы рассказываем друг другу сказки, делимся случаями из жизни, соблюдаем традиции, чтим признанных и великих. Мы делаем это каждый день. Так почему бы не принять это как факт, не изучить закономерности и не начать их использовать на благо своего дела?
В работе над личным мифом критически важен ответ на один вопрос:
КТО ВЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ВАС ОКРУЖАЕТ?
И речь не только о профессиональном контексте.
Кто вы как мастер? Как подмастерье? Кто вы для своего учителя? Для своих покупателей? Для журналистов, которые о вас пишут?
Кто вы как человек? Как личность? В чем ваши противоречия? А в чем — предназначение? Чему служите в этом мире? Каким силам?
На основе ответов на эти вопросы у людей словно сам собой возникает совсем другой ответ на совсем другие вопросы. Почему вами стоит интересоваться? И почему вам стоит помогать?
Ключевым сейчас было утверждение «словно сам собой». В этом — магическая сила мифа. Только не пропустите момент! Когда формируются мифы, у людей расправляются крылья! А это значит, что пора
ВЫЙТИ В СВЕТ
В триаде «Творчество — Миф (и Личность) — Аудитория» третий элемент является прагматичной опорой.
Возможно, в стародавние времена модно было становиться знаменитым после смерти. А в жизни руководствоваться принципом, что сытый художник творить не может. Но все-таки времена изменились.
Яркая личность, создающая красивые вещи и сильные смыслы, заслуживает того, чтобы про нее знали, а ее произведения покупали. А это значит, что стоит подумать и о том, как попасть в те слои общества, которым интересны не просто ювелирные бренды, а именно творчество, именно ювелирное искусство.
Молодым ювелирам нужен своеобразный социальный лифт. Возможность приоткрыть двери в тот мир, в котором они встретят настоящих ценителей ювелирного искусства.
И такие возможности существуют. Вот что говорит об интересе к молодым ювелирам хранительница закрытого женского luxury-клуба, расположенного в элитном «Городе Яхт» Оксана Громова: «Весьма интересно наблюдать за рождением легенды, особенно в ювелирном бизнесе. Члены нашего клуба — женщины, особенно интересуются новостями в этой сфере, и мы с удовольствием знакомим их с новыми именами».
Что это значит для молодых ювелиров? Это значит, что
ПОРА УВИДЕТЬ ВОЗМОЖНОСТИ!
И воспользоваться ими.
Не откладывать на несколько лет свой старт, говоря себе: «Я не мастер, я пока подмастерье». Не смотреть с опаской на жесткую конкуренцию. Не выдумывать ограничений, которых, возможно, не существует.
А последовательно работать над своим всесторонним развитием. Шлифуя мастерство. Создавая первые коллекции. Работая над своей легендой, над своим мифом. И создавая структуру своих социальных связей.
Работая над созданием своего имени, вы сможете сделать то, что не под силу раскрученным коммерческим брендам. Хотя бы потому, что рядом с Сильным Именем никто и никогда не увидит плакат «Скидка 70%».
Вы — в другом бизнесе. Вы — на рынке таланта и творчества. Помните об этом.
-------
Пока статья Павла Коротина готовилась к публикации, мы задали вопросы из статьи молодому ювелиру Анастасии Тимохиной.
Вот какое интервью получилось.
Почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь?
Мне нравится создавать красивые вещи и дарить людям радость. Создать красивое украшение — это одно, а увидеть, как оно кого-то украшает и радует, — это седьмое небо!
Я искала ту профессию, по которой работала бы с радостью. А украшения я всегда любила, и мне очень хотелось их носить. Но в магазинах я ничего подходящего найти не могла. И это определило мой выбор. Решила посвятить себя созданию украшений, которые людям было бы интересно носить.
Если бы так случилось, что по каким-то причинам я не смогла бы заниматься ювелирным искусством, я выбрала бы для себя другую область, связанную с созданием красивых вещей.
Кто вы уже сейчас, через три года?
Востребованный художник-ювелир. Исследователь. Преподаватель кафедры искусства костюма и моды РГУ имени А.Н. Косыгина, кандидат искусствоведения, автор научных статей по теории ювелирного дизайна,
Какие смыслы вы транслируете в мир?
Что касается моих ценностей и убеждений, начну с того, что я — православный христианин «со всеми вытекающими последствиями», поэтому мир в человеческой душе, ее сохранность — это главная ценность для меня.
Кто вы для тех, кто вас окружает?
Смотря кто окружает. Я бы ответила так: я — многолика.
Кто вы как мастер? Как подмастерье?
Мастером называться мне пока рановато, я в профессии всего 3,5 годика. Как подмастерье, мне удалось себя зарекомендовать как работящего человека. Учиться я люблю. Но, увы, очень не люблю «размытой» постановки задач, неясности. Именно этим я бываю крайне неудобна для своих коллег.
Всему свое время. И у каждого времени, этапа становления личности свои радости. Будет время, и вы услышите обо мне как о самобытном мастере.
Кто вы для своих покупателей?
Для заказчика я прежде всего — человек, к которому можно прийти и попросить разработать дизайн украшения, которое хочется иметь. И при этом рассчитывать на небанальный дизайн, а главное, гармоничное сочетание украшения с носителем, и физически, и психологически.
А для журналистов, которые о вас пишут?
Про меня никто никогда не писал, в основном, просили краткую творческую биографию, как об участнике конкурсов, стандартная процедура. Так что пока я для них — терра инкогнита.
Кто вы как человек? Как личность?
Сложно увидеть разницу в понятиях «человек» и «личность». Ученые до сих пор спорят, где кончается одно и начинается другое. Допустим, речь идет о «человеке» как о том, кто я — изначально, и о «личности», как о том, кто я в результате. Если так, то как человек я — тихий, неконфликтный, закрытый. А как личность я — отшельник, исследователь, стратег.
В чем ваши противоречия?
Мой девиз по жизни «Debitum et Liberum», в переводе с латинского — «Долг и Свобода». Я живу, балансируя между этими «полюсами» своего бытия, постоянно оказываюсь перед выбором «или —или». Но мне важно найти точку пересечения.
А в чем — предназначение?
Искать гармонию в жизни
Чему служите в этом мире? Каким силам?
Как и всякий православный христианин, стараюсь Богу служить, а значит, и людям. Жизнь мне показывает, что больше ничему в этом мире служить не следует.
Поделиться статьей:
В статье рассматривается задача выбора концепции, некоторые положительные и отрицательные аспекты ювелирного производства, приводятся основные примеры создания эксклюзивного дизайна, основанные на личном опыте автора. Украшения являются частью нашего повседневного образа, …
Розыгрыш ценных призов — отличная возможность для компании заявить о себе, повысить узнаваемость бренда и пополнить клиентскую базу. Мария Лосева, специалист по таргетированной рекламе в MediaNation, рассказала, как нам удалось …
Оставить комментарий