ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Преддоговорная ответственность — как внедрить в бизнес ответственность за срыв переговоров и отказ от сделки
Каждый руководитель постоянно ведет переговоры. Ежедневно по результатам одних переговоров заключаются контракты и внезапно прекращаются переговоры, срываются другие сделки.
С риском срыва переговоров и будущей сделки постоянно сталкивается каждый бизнес. Имея конкретную партию товара к поставке и несколько небольших заказчиков, бизнес ведет переговоры с одним большим заказчиком на всю партию товара. Понимая, что надо делать выбор между заказчиками и делая акцент на эффективных и позитивных переговорах с большим заказчиком, бизнес отказывает остальным, малым заказчикам, рассчитывая реализовать партию разом через большого заказчика. Но по необъяснимым причинам большой заказчик вдруг отказывается от сделки, и бизнес остался без всех заказчиков на конкретную партию одновременно.
То же самое происходит с арендой помещения, рекламными площадями и даже юристами. Например, юристы подписывают со своими клиентами соглашение о конфликте интересов, согласно которому юристы не вправе сопровождать оппонента своего заказчика в рамках конкретного проекта или судебного дела. И пока один клиент думает и затягивает заключение договора, его оппонент может прийти к тем же юристам и без промедления оформить сделку, и в силу вступит соглашение о конфликте интересов, а значит, первому клиенту будет отказано в контракте.
Такое поведение со срывом переговоров и сделок инициируется некоторыми бизнесменами с целью подрыва положения своего конкурента, срыва его сделок, увеличения мощностей на производство и последующей невозможностью реализовать продукт. Это стало все более активно использоваться и превратилось не просто в проблему, а в постоянные убытки бизнеса и холодную войну конкурентов.
Чтобы не допустить такого развития сценария, достаточно внедрить в бизнес преддоговорную ответственность. Этот механизм закреплен в статье 343.1 Гражданского кодекса РФ, пункт 19-21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Процедура проведения переговоров и компенсации затрат, связанных с нею, теперь защищает добросовестную сторону переговоров от срывов переговорного процесса, злоупотребления, получения конфиденциальной информации и вплоть до взыскания суммы всего контракта, который так и не состоялся.
В их основу заложен принцип добросовестности: при вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны должны действовать добросовестно.
На практике это означает, что:
• Нельзя вступать в переговоры и проводить их без намерения заключить договор. Подобным способом грешат даже компании, которые в ходе переговоров просто намерены получить некую информацию от другой стороны, чтобы в дальнейшем использовать ее самостоятельно.
• Вступив в переговоры, нельзя уклоняться от их проведения. То есть принцип прост — либо должно быть основание для прекращения переговоров, либо продолжайте их. Уклоняться и тянуть время, чтобы максимально получить какую-то информацию, нельзя.
• Контрагенты обязаны предоставлять друг другу полную и достоверную информацию, в том числе раскрывать сведения об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны.
• Нельзя прекращать переговоры внезапно и неоправданно при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
• Недопустимо пытаться получить коммерческую информацию у другой стороны с целью причинения ей в дальнейшем вреда.
• Недопустимо препятствовать заключению договора между одной стороной и третьим лицом, инициируя переговоры.
Этот перечень не является исчерпывающим и на практике может быть дополнен другими обстоятельствами. Его нарушение говорит о недобросовестном поведении виновной стороны и злоупотреблении предоставленным ей законом правом, что влечет за собой последствия.
Но само по себе прекращение переговоров, даже без указания мотивов отказа, не говорит о недобросовестности. Поэтому исключить все риски незаключения договора невозможно, и каждая сторона несет их самостоятельно.
Ответственность за нарушение переговоров устанавливается отдельным соглашением между сторонами, где указываются не только последствия его нарушения, но и права и обязанности каждой из сторон при переговорах. Можно сделать распределение затрат, установить порядок работы с конфиденциальной информацией и другие аспекты. Если стороны не подписывают такое соглашение, то взаимодействия сторон определяет закон. Но без соглашения доказать убытки и расходы крайне сложно. Условие о преддоговорной ответственности можно включить в NDA, чтобы контрагент не насторожился или не заявлял категорического отказа.
Ответственность должна быть прописана четко. В конкретном финансовом выражении или способе исчисления такого финансового показателя, в ином случае такие общие фразы, как «обязан компенсировать причиненные убытки», на деле ни к чему не приводят. Доказать убытки крайне сложно. Это одна из самых сложных категорий судебных дел. И российское законодательство не обеспечивает должным образом данный способ защиты. Поэтому размер ответственности в виде штрафов и механизмов их исчисления надо прописывать четко. Все иное — это бумага ради бумаги.
В случае установления судом недобросовестного поведения виновная сторона должна возместить убытки. Потерпевшая сторона должна быть поставлена в положение, в котором она находилась бы, если бы не вступала в переговоры с недобросовестным контрагентом. Это возмещение затрат на проведение самих переговоров, привлеченных специалистов, консультантов, юристов, а также взыскание убытков, понесенных в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
Если договор заключен при предоставлении неполной или недостоверной информации либо компания скрыла важные обстоятельства, ее контрагент вправе потребовать признания такого договора недействительным. Эта сделка будет считаться совершенной под влиянием существенного заблуждения.
Защитой нарушенных прав от недобросовестной стороны послужит грамотно составленное соглашение о проведении переговоров или включение этого условия в соглашение о конфиденциальности. Правильнее всего фиксировать ход каждых переговоров протоколами результата встреч. Но чтобы они имели ощутимый эффект, должна быть внедрена преддоговорная ответственность.
Свое решение суд выносит исключительно на основании представленных сторонами процесса доказательств. Доказательствами могут служить:
• переписка сторон (на практике судами принимается переписка путем обмена электронными письмами, факсимильной и телефонной связи, но заверить их необходимо у нотариуса);
• уведомления о совершении конкретных действий, необходимых для заключения договора;
• договоры с третьими лицами, выполнившими или оказавшими сопутствующие работы или услуги;
• первичные бухгалтерские документы;
• иные документы;
• любые доказательства личных встреч представителей сторон.
Не спешите уничтожать информацию. Она может стать доказательством в суде, чтобы вы могли компенсировать свои издержки и убытки.
Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются:
• предоставление неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые должны быть доведены до сведения другой стороны;
• внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Сторона, причинившая ущерб, должна доказывать добросовестность своих действий, если не хочет быть привлечена к преддоговорной ответственности. В любом случае при осуществлении переговорного процесса хорошим решением станет заключение соглашения о ведении переговоров.
Благодаря такому соглашению стороны могут:
• конкретизировать свои права и обязанности по ведению переговоров;
• определить порядок расходов каждой стороны;
• установить режим конфиденциальности относительно передаваемой информации и меры ответственности;
• установить неустойку и штрафы за нарушение условий соглашения;
• установить запрет на проведение одновременных переговоров с третьими лицами по тому же предмету в течение определенного срока.
А вот ограничить ответственность за недобросовестные действия в таких отношениях не получится. Если в рамках, например, договора поставки можно ограничить ответственность поставщика в размере 10% от всей стоимости товара к поставке, то в случае с преддоговорной ответственностью закон запрещает применять ограничение.
Соглашение не обязывает стороны заключить договор в будущем. Не получится каждого потенциального заказчика подвести под механизм возмещения убытков за отказ от заключения договора. Но в случае недобросовестности одной из сторон будет проще добиться возмещения издержек, убытков или признания заключенного договора недействительным. В этом случае будет отправная точка для расчета убытков, конкретные действия можно квалифицировать согласно конкретному положению в соглашении — это самый сложный блок доказывания, который будет заранее прописан. Достаточно собрать сведения о нарушениях и обратиться с иском в суд.
Преддоговорная ответственность очень отличается от платы за отказ от договора. Последнее используется тогда, когда договор уже заключен, и через такой механизм нивелируется риск досрочного расторжения договора.
Через преддоговорную ответственность затраты на переговоры, которые бизнес осуществляет каждый день, в том числе на юридическую экспертизу сделок и документов, можно возместить, а стоимость сорванных сделок — компенсировать. Через данный юридический механизм ликвидируется риск в бизнесе и одни из самых неприятных последствий — убытки от незаключенных сделок, борьба с недобросовестным поведением конкурентов. Даже если бизнес увеличивает производственные мощности, чтобы показать свою способность выполнить предстоящий, но еще не заключенный контракт, он может рассчитывать на возмещение убытков, если у него есть соглашение о преддоговорной ответственности.
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Юрист по сопровождению бизнес-процессов, генеральный директор Юридической группы K.O.R.D.
Специализируется на сопровождении сделок, бизнес-процессов и разрешении арбитражных споров.
Курирует банковские и инвестиционные проекты, ритейл, медицинские учреждения и салоны красоты, непрофильные активы банка, лизинговые проекты, строительную деятельность, защиту руководителей и собственников бизнеса от субсидиарной и солидарной ответственности.
Является экспертом в области договорного и корпоративного права, сопровождения сделок, структурирования сделок и бизнес-процессов, построения корпоративной структуры бизнеса, проведения юридического аудита бизнеса.
Сайт: Перейти