Русский франчайзинг

Русский франчайзинг

«Информация схожа с нефтью. Она имеет большую ценность, но в необработанном виде непригодна для использования. Как нефть нужно преобразовать в газ, пластмассы или бензин и уже с их помощью делать что-то полезное и приносящее прибыль, так и данные необходимо переработать и проанализировать, чтобы они принесли пользу».

Клайв Хамби

По мнению аналитиков проекта «СберДанные», более 70% компаний в стране живут три полных года и более. В среднем в мире около половины новых небольших предприятий работают до 5 лет, а треть – от 5 до 10 лет. Опасение «прогореть» и потерять нажитое непосильным трудом тревожит не только действующих предпринимателей, но и тех, кто только вступает на этот тернистый путь. На этом фоне возникает искушение не изобретать велосипед, а использовать готовые бизнес-процессы по принципу «сел и поехал» – получить необходимые знания и права по договору коммерческой концессии, или, как ее именуют в народе, франшизе. Где спрос, там и предложение – сегодня рынок франшиз наводнили различные предложения готового бизнеса, начиная от мировых иностранных брендов «Макдональдс» и «Старбакс» с многолетним опытом и заканчивая никому не известными локальными молодыми стартапами. Предприниматель оказывается перед сложным выбором между вариантами, которые очень схожи по характеристикам, но существенно отличаются в цене. Очевидно, что некоторые презентации продавцов малоизвестных франшиз, обещающие молниеносную окупаемость и высокую прибыль, могут не соответствовать действительности, но, с другой стороны, предложения от именитых брендов зачастую неприемлемы финансово. Но как же распознать «псевдофраншизу» и не потерять деньги?

Часто вместо полноценной франшизы клиенту продают на определенное время (от 2 до 5 лет) «франшизный пакет», который на деле представляет собой подобие брендбука с советами и рекомендациями, как вести предпринимательскую деятельность на определенной территории. Такие договоры содержат обязательства следовать указаниям «правообладателя», согласовывать с ним рекламу, а по окончании договора передать правообладателю всю наработанную клиентскую базу и наработки и т.п. За аренду такого чудо-руководства предприниматель, как правило, сразу платит 200–500 тысяч рублей и затем вносит продавцу периодические взносы с оборота. Однако, несмотря на красивое оформление (такие отношения оформляют в виде лицензионного договора) и внешнего сходства с договором коммерческой концессии, по своему содержанию такие договоры – это дорогая консультация. Экономика таких проектов в презентациях, как правило, просчитана приблизительно и иногда умышленно занижена – при честном и подробном описании всех очевидных и возможных расходов и рисков – период окупаемости увеличится с обещанных 3–6 месяцев до 7–10 лет, а вложений в такой бизнес потребуется не обещанные 500 тыс. – 1 миллион рублей, а от 5 до 20 миллионов.

Например, в презентации одного готового бизнеса кофейни в расчет окупаемости не включены суммы налоговых платежей, платежей во внебюджетные фонды, затраты на наружную рекламу, приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей, сертификатов электронных подписей, затраты на проектирование и согласование перепланировки, ремонт, производственные планы, технические планы, госпошлины и т. д.. Причем клиент таких несоответствий не замечал, пока ему на это прямо не указали более опытные партнеры.

Далеко не всегда можно объяснить это злым умыслом и сокрытием существенной информации. Возможно, это результат некачественной проработки бизнес-плана его составителями. Другое дело, когда клиенту вместе с договором предлагают принять на себя обязательства, которые он на себя не собирался возлагать.

В Санкт-Петербурге потенциальному покупателю франшизы бизнеса в интернете не хватало денег на оплату договора. Тогда вместе с лицензионным договором под видом отсрочки оплаты продавец представил на подпись договор микрозайма под 50% годовых, при этом на словах обещали некую отсрочку от банка.

Добросовестные продавцы франшиз раскрывают размер будущих затрат и реальные сроки окупаемости объектов. Цена входа в такой бизнес не такая привлекательная по сравнению с «продавцами брендбуков». Например, по отдельным оценкам размер только паушального взноса для получения права открытия одного ресторана «Макдональдс» составляет от трех до пяти миллионов рублей. Срок окупаемости может исчисляться до 10 лет.

Еще одной отличительной особенностью таких продавцов является то, что с покупателем франшизы заключается не лицензионный договор на право использования буклета, а договор коммерческой концессии с полноценной передачей зарегистрированного товарного знака, бизнес-модели, фирменного стиля и иных условий. Существенным отличием концессионного договора является передача неисключительного права на зарегистрированный товарный знак – главная ценность успешного бренда.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Кроме того, такие договоры не заключаются с гражданами, которые не являются индивидуальными предпринимателями – это запрещено законом. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 Гражданского кодекса).

Договор коммерческой концессии является возмездным. При этом в договоре должна быть определена форма выплаты вознаграждения, например: разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления от выручки, наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи.

Договоры коммерческой концессии, а точнее, передаваемые по договору права подлежат государственной регистрации в Роспатенте. Перед заключением договора можно проверить по открытым реестрам ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности», является ли продавец правообладателем товарного знака, и узнать, кто еще получил товарный знак в пользование, – такая информация находится в публичном доступе в интернете.

Помимо основных условий о товарном знаке, территории использования, стоимости, следует тщательно проанализировать иные условия. Срок, на который предоставляется право использования товарного знака, должен быть не меньше периода окупаемости. Следует понимать, что по окончании срока, если иное не предусмотрено договором, правообладатель не обязан продлевать право на товарный знак и тогда придется прекратить его использование, например, нельзя будет размещать световой короб с товарным знаком перед входом для посетителей, что может уменьшить количество клиентов. Необходимо проверить конкретное количество часов обучения, стоимость такой формы обучения у продавца (при наличии). Следует определить, какое программное обеспечение требуется для работы, и его стоимость, т.к. зачастую правообладатели подключают к своим информационным системам, чтобы иметь возможность оперативно обмениваться информацией, обновлять элементы фирменного стиля.

Экономика расходов на исполнение обязанностей по договору должна быть просчитана не менее чем до конца действия договора, иначе после заключения договора может ждать неприятный сюрприз в виде неожиданных расходов по повторной покупке программного обеспечения, оборудования, обучения персонала, обязанности покупать товары по невыгодным ценам и т.п.

Например, при открытии бизнеса в ювелирной сфере следует оплатить специальное обучение в сфере противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, встать на учет в Пробирной палате, отчитываться в Росфинмониторинг и т.п.

Пользователям франшиз концессия позволяет преодолеть «детские болезни» растущего бизнеса, получить преимущества перед конкурентами, в первую очередь, используя узнаваемую торговую марку и отлаженные бизнес-процессы, сократить расходы на юридическое сопровождение и консультантов, в некоторых случаях и расходы на организацию call-центра.

Пользователь франшизы может глубоко встраиваться в бизнес-модель уже работающих сетей, что, впрочем, имеет как свои плюсы в виде передачи контроля над сотрудниками, контроля за качеством оказываемых услуг, так и минусы – ограничение возможности принятия самостоятельных решений по оказанию услуг в произвольном месте (территорию использования определяет правообладатель) и фактическую невозможность ведения деятельности за пределами торговой сети.

С другой стороны, владельцы товарных знаков используют инструменты коммерческой концессии для распространения узнаваемости и распространения своей торговой марки на новые территории без затрат на развитие, т.к. их несет пользователь товарного знака, и получения дополнительных доходов в качестве роялти и паушальных взносов. При этом владельцы товарного знака несут репутационные риски, связанные с ненадлежащим качеством услуг пользователей товарного знака, и риски незаконного использования последними или их аффилированными лицами.

Франшиза (коммерческая концессия) – явление в предпринимательской деятельности перспективное и востребованное, что свидетельствует о растущем рынке предложений во многих отраслях.

Рейтинг: 0 / 0

Поделиться статьей:


Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №1(120) январь - май 2021
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Продажи:


Производство и оптовая продажа ювелирных изделий: Использование данных клиентского опыта для увеличения прибыли компании
25 апреля 2021 г. Продажи
Производство и оптовая продажа ювелирных изделий: Использование данных клиентского опыта для увеличения прибыли компании

Сегодня на ювелирном рынке конкуренция среди производителей из прайсовой постепенно движется в сторону сражения за безопасность, надежность, соответствие ожиданиям и запросам клиента. Любой рынок рано или поздно проходит через процесс …

Дмитрий Вилков


Как продавать предметы искусства и ювелирные изделия онлайн
25 апреля 2021 г. Продажи
Как продавать предметы искусства и ювелирные изделия онлайн

В современном мире не только быстро сменяются события, но и бизнес вынужден подстраиваться, чтобы не стоять на месте. Методы продвижения, которые эффективно приносили доход совсем недавно, сегодня не работают. И …

Наталья Татаркина

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.