ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Сапфиритовое безумие
Недавно ко мне в мессенджер постучался знакомый и спросил, что я думаю о «сапфирите». Выяснилось, что я о нем совсем ничего не думаю и, более того, первый раз слышу это название. Как оказалось, ничего общего с, например, камнем сапфирином (синеватый халцедон) сапфирит не имеет. Проведя небольшое расследование, я узнал следующее.
Давным-давно в далекой галактике, а точнее, во второй половине XIX века в чешском городе Габлонце сварили чудесный состав, состоявший из расплавленного золота и сапфирового стекла. Не спрашивайте, что означает «сапфировое стекло». Метод Вернейля, с помощью которого удалось получить синтетические сапфиры и рубины, заработал на коммерческой основе лишь в 1910 году. Оттого вопрос, из чего конкретно состояло то самое сапфировое стекло из Габлонца, остается открытым. По всей видимости, разговор идет все же об обычном синем стекле, подкрашенном титаном, не имеющем никакого отношения к оксидам алюминия (то, из чего состоят все корунды).
Результатом стал материал кирпично-красного или коричневого цвета с синим отливом на поверхности. Назвали новый материал «Saphiret» (пер. с англ. «сапфирит», хотя более точный перевод должен звучать как «сапфирет») и немедленно стали делать из него бижутерию. То есть сапфирит почти не встречается в изделиях из серебра и золота, исключительно латунь и белый металл. Несмотря на присутствие золота в структуре, по всей видимости, это был довольно дешевый материал. Сапфирит встречается в викторианской и эдвардианской бижутерии, но никогда в ар-деко. В начале XX века производство сапфирита было прекращено в связи с возросшей ценой золота, а рецепт якобы утерян.
Начиная с 1950 годов в Германии пытаются воспроизвести старинный рецепт, но вместо этого получают новое стекло под названием «Sappharine» (пер. с англ. «сапфарин»). По сравнению с сапфиритами, сапфарины светло-коричневые или скорее лиловые. Оба материала меняют цвет при разном освещении. Сапфарины однородны по цвету, в то время как консистенция сапфиритов разнородна из-за неравномерного распределения золота внутри стекла. Материал ярко-синего цвета содержит меньше всего золота.
Собственно, вся эта историческая бижутерия, как сапфиритовая, так и сапфариновая, была наглухо забыта и заброшена вплоть до 2005 года. Спустя почти сто лет после прекращения производства сапфиритами неожиданно заинтересовались японцы. Спрос на этот «камень» в одночасье достиг каких-то совершенно немыслимых величин, и дилеры- антиквары кинулись скупать старинную бижутерию по всему миру. Японцы всегда славились своей экстравагантностью в вопросах вкуса и моды. Казалось, пройдет пара лет и никто никогда и не вспомнит ни про Saphiret, ни тем более про Sappharine. Ошиблись все!
Сейчас 2019 год, то есть прошло 14 лет и сапфирито-сапфариновая лихорадка захватила весь мир! Как вам брошка из белого металла со вставками из «подлинных сапфиритов» за полторы тысячи евро? Может быть, заинтересует кольцо из латуни за тысячу фунтов стерлингов или браслет всего за пару тысяч долларов? И это не шутка! Сапфиритовое безумие захлестнуло мир!
В России этот тренд пока лишь набирает обороты, но в закрытых группах на «Фейсбуке» в Москве и Питере уже можно найти «выгодные» предложения по продаже украшений с этими «чудесными камнями» за совершенно немыслимые деньги. Латунное кольцо с сапфиритом за 18 000 рублей, роскошное колье из фольги, белого металла и сапфаринов за 800 евро и т.д. Продавцы рассказывают американский вариант истории, что рецепт изготовления этих «камней» полностью утерян, потому никто и никогда якобы не сможет восстановить технологию. В эту версию охотно верят японцы, американцы, австралийцы, англичане, а теперь и русские. Поистине удивительная международная солидарность!
Интересно пообщаться с адептами «сапфиритового таинства». Для начала вам несколько раз расскажут, насколько это уникальный «камень», а потом убедительно докажут, что, в отличие от всяких там бриллиантов и рубинов, сапфирит в ближайшие годы будет только расти в цене и тот, кто не купит его сейчас, горько пожалеет об этом в самом ближайшем будущем. Такой вере и упорству поневоле начинаешь поддаваться, и вот уже открыт любимый ebay.com, а рука в задумчивости замирает над кнопкой «Купить».
Тем не менее, давайте включим мозг и попробуем найти хотя бы что-нибудь об утерянном чудо-рецепте непревзойденного габлонцского стекла. Как вы думаете, может ли нам помочь в этом вопросе учебник, скажем, авторства Ю.П. Сергеева, для ПТУ и художественных училищ времен СССР, 1984 года выпуска? Там очень коротко, но по делу сказано: «Розовое окрашивание стекла достигается также малым количеством коллоидного красителя, а именно золотом Аu (0,1 г/кг)», «В синий цвет стекло, содержащее оксид натрия, окрашивает оксид кобальта, взятый в количестве 0,5 кг на 1 т стекломассы. Для получения бледно-синего оттенка (сапфировый полутон) достаточно 20 г/т» [1]. В другой книге, авторство которой принадлежит И. Мельникову, находим вообще тот самый — «магический», «утерянный» рецепт: «Соединения золота окрашивают стекло от нежно-розового до темно-красного цвета (так называемый золотой рубин); в качестве красителя чаще всего применяют хлорное золото, содержащее 4,96% чистого золота; розовую окраску стекла получают уже при введении 0,01% металлического золота, а для получения темно-красного цвета (золотого рубина) вводят 0,02% золота» [2].
Хм. Рецепт как бы и не очень утерян — кому надо, тот возьмет и сварит, вероятно, сначала синее титановое стекло, а потом добавит в него золото. Сколько там, говорите, золота надо? 0,1 г на килограмм стеклянной массы? И это стало невыгодно в конце XIX века? Интересно даже, в какой ценовой категории пребывала та бижутерия? Килограмм стеклянной массы — это сколько же из него можно произвести ювелирных вставок? Тем не менее, никакие аргументы в разговоре с любителями сапфиретов не работают. Честно говоря, мне это даже слегка напомнило секту, где только Великий Вождь и Учитель знает главный секрет.
В Россию модные тренды приходят всегда с большой задержкой, поэтому, скорее всего, в ближайшем будущем нас ждет волна «сапфиретовой бижутерии». Я прекрасно понимаю, что никакие разговоры об учебниках для художественных училищах ни в чем не убедят любителей синих камней с «настоящим, живым красным огнем внутри». Кто-то обязательно начнет скупать все подряд, и цены продолжат расти.
Ссылки:
[1] Выполнение художественных изделий из стекла: Учебник для художественных вузов и училищ
http://www.bibliotekar.ru/6-steklyannye/15.htm
[2] Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты, Мельников И.
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/meljnikov-iljya/steklo-i-ego-svojstva-sirjevie-materiali-dlya-steklovareniya-prigotovlenie-shihti/17
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Независимый эксперт-геммолог. Научные звания: G.G. GIA (Дипломированный Геммолог, Геммологический Институт Америки), A.J.P. GIA (Акредитованный Ювелирный Профессионал Геммологического Института Америки), MBA Kingston University UK (Магистр Делового Администрирования Университета Кингстон Великобритания).
Автор книги-бестселлера "Драгоценные камни".
Сайт: Перейти
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА