ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Закон суров, но это закон
«Внести в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение, дополнив ее после слов «об участии в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса)» словами «, законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Законопроект № 221976-8 «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
У большинства участников рынка оборота драгоценных металлов и драгоценных камней эта фраза никакой настороженности не вызовет. Обычное, на первый взгляд, уточнение какого-то нормативного акта, касающегося административной ответственности. В свете «моратория на проверки», введенного в 2022 году и продленного на 2023 год, на это незначительное изменение многие не обратят внимания.
К сожалению, не все так радужно. О чем же это дополнение и как оно может повлиять на дальнейшую деятельность ювелирной отрасли?
Это дополнение в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) увеличивает с двух месяцев до двух лет срок давности привлечения к административной ответственности. Если закон вступит в силу, то за нарушение законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях уполномоченный орган может оштрафовать в течение двух лет с момента совершения нарушения.
С началом применения государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК) количество возможных нарушений законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях увеличилось.
Причем ответственность за такие нарушения может наступить не только административная, но и уголовная.
Всем известная статья 15.47 КоАП РФ, откорректированная законодателем после ввода в эксплуатацию ГИИС ДМДК, гласит: «Нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, или непредставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей».
Можно ли приравнять к непредставлению информации в ГИИС ДМДК нарушение пятидневного срока представления такой информации о реализации ювелирных изделий партнерам или потребителям? В большой долей вероятности, да.
Как избежать ответственности за такое нарушение, если ГИИС ДМДК по техническим причинам опять не пускает в личный кабинет или не отображает сведения об отгрузке на стороне получателя? Нет универсального способа защиты. Но можно наладить бизнес-процесс по направлению обращений в техническую поддержку и при проверке представить доказательства, что вашей вины в нарушении нет. Отрицательными последствиями такого способа защиты являются высокая трудозатратность и необходимость хранить большой массив информации об обращениях по каждому проблемному вопросу, с которыми сталкиваются участники рынка.
Но если не получается передать в ГИИС ДМДК информацию об обороте драгоценных металлов (за исключением ювелирных изделий, лома таких изделий) и драгоценных камней, это уже может грозить уголовным разбирательством и квалифицироваться по части 4 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового».
Еще одно неочевидное нарушение с возможными уголовно-правовыми последствиями кроется в отсутствии идентификационного номера партии (ИНП) на упаковке, этикетке, бирке, ярлыке, а также на документах, сопровождающих продукцию, либо уникального идентификационного номера (УИН) и двухмерного штрихового кода на сертификаты (паспорта) слитков аффинированных драгоценных металлов (пункт 2 Правил функционирования ГИИС ДМДК, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 270).
Это следует из статьи 171.1. Уголовного кодекса Российской Федерации: «Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), либо производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев».
Для того чтобы оградиться от возможного привлечения к ответственности, необходимо уже сейчас иметь корректно работающие системы учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них, и наладить бизнес-процессы с учетом новой цифровой реальности.
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Частнопрактикующий юрист в области оборота драгоценных металлов и драгоценных камней