ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Альтернативные материалы в ювелирном деле как репертуар возможностей для творца. Тенденции. Новый взгляд
Обычно мы в практике ювелирного дела, опираясь на традиции, спрессованные тысячелетиями, следуем потребности рассказать историю, передать информацию или занять определенную культурную, политическую, сексуальную или социальную позицию посредством материалов.
Согласно этому, все материалы рассматриваются как носители сообщений, а мастер создает экспериментальные диалоги, которые превращают их в идею.
Во все эпохи одновременно присутствовали лишь несколько стилей, их никогда не было так много, как сейчас, и они не были такими разными. Практика ювелирного дела, его сопутствующие формы и сегменты – получение новых материалов и технологий, симбиоз техник и слияние дизайнов культур разных цивилизаций, переход в массовость прежде эксклюзивных технологий – перестали быть уникальными и эксклюзивными для высших классов. С появлением и развитием промышленности и машин сегодня можно получить впечатляющие результаты, имея доступ на сырье.
Современное ювелирное искусство, представляющее собой подиум для демонстрации и обсуждения текущих вопросов, начало использовать нетрадиционные материалы действительно давно. По меньшей мере с начала XX века, когда мастер модерна великий Рене Лалик бросил вызов традиционным представлениям о ювелирной деятельности, включив в свое творчество стекло и рог. Затем альтернативные материалы, классифицируемые как недрагоценные, ввела в производство Коко Шанель в связи с нехваткой золота и серебра в период Первой мировой войны и пандемии испанки, добавив более доступное сырье для изготовления ювелирных изделий. Чем окончательно порвала с парадигмой роскоши как показной материальной ценностью.
В 70-е годы, с рассветом общечеловеческого гуманизма в обоих противостоящих идейных лагерях Запада и СССР, с целью достижения, в первую очередь, бытового комфорта широко возникла потребность закрыть пустые ниши потребления, в том числе и в ювелирных украшениях. Одновременно с резким ростом коммерческой стоимости золота на международном рынке другие материалы, рассматриваемые как альтернативные, стали частью репертуара возможностей для компаний, производящих ювелирные украшения.
В настоящее время перед дизайном в нашей отрасли стоят интереснейшие вызовы: слияние культур и языков до появления совершенно новых объектов применения; углубление эстетических интерпретаций дизайна для продвинутого потребителя, с помощью смешения материалов и безумного калейдоскопа доступных техник. Отдельным вызовом стоит освобождение производства от избыточного выделения тепла, нагревающего планету, а также использование вновь и вновь отработанных материалов, возрождая их к жизни в ином облике.
В качестве примеров широко используемых альтернативных материалов я могу указать на фарфор, керамику, глину, стекловидную эмаль и стекло, которые формуются, отливаются или врезаются / наносятся на металлические изделия. Идем дальше, и перед нами широко встают неограниченные возможности для использования всевозможных полимеров: эпоксидных, полиуретановых и полиэфирных смол. Акрил и карбон. Титан и сталь. Бумага и текстиль. Цемент и стекло / стекловолокно. Всевозможные ископаемые артефакты – от окаменелого дерева (прекрасны красивейшие экземпляры аризонских месторождений) и спилов агатизированных костей динозавра до опализированных белемнитов и зубов тераподов. Космический материал – продолжая ставшую уже мейнстримом метеоритную тематику, а также возможность покупать у представителей коллекционных сообществ лунный грунт. Органика: китовый ус, перья, кератин, стабилизированные зубы мамонта, австралийская шишка банксия, залитые в смолу волокна овощных культур, витиевато переплетенные в подобия нейронных структур, и прочее, и прочее…
Классифицировать нетрадиционные материалы можно, разбив их на пять основных категорий:
– Натуральные материалы минерального, животного и растительного происхождения в сыром виде: кожа, ткани, шерсть, оболочки плодов – кокос.
– Натуральные материалы, обработанные в процессе производства или консервации: вискоза, мерсеризованный хлопок, пальмовое волокно, ювелирный белый бетон.
– Натуральные полимеры: рог, кератин (панцирь черепахи, иглы дикобраза, перья и прочее).
– Синтетические полимеры: искусственные материалы синтетического органического происхождения (пластик, смолы), знаменитый фордит.
– Композитные материалы, состоящие из двух и более материалов для максимального улучшения их свойств, например стекловолокно, стабилизированная древесина.
Ювелирные изделия с компонентами или полностью состоящие из альтернативных материалов, необработанные и дифференцированные драгоценные камни первых порядков, смешанные металлы позволяют создавать целые поэмы из форм и композиций, разбавляя потоковую традиционную ювелирку.
Ювелирные изделия из нетрадиционных материалов имеют высокую экономическую ценность, обоснованную уникальность и инновационность, считаясь артефактами роскоши. Использование этих материалов порождает новые тенденции и тренды, заставляя конкурентов быть более открытыми и соответствовать новым маркетинговым вызовам.
В качестве заметных событий в отрасли я посоветую читателям взглянуть на:
– Миланскую неделю моды в Италии – Milan Jewelry week – https://www.milanojewelryweek.com/
– Нью-Йоркскую ювелирную неделю моды в США – NYC Jewelry week – https://nycjewelryweek.com/
– Румынскую неделю ювелирной моды – Romanian Jewelry week – https://www.romanianjewelryweek.com/
– Немецкую неделю ювелирной моды – Grassi Museum Leipzig – https://www.grassimesse.de/en/
– Испанский конкурс современного ювелирного искусства – ARTE Y JOYA, Barcelona http://www.arteyjoya.com/
В заключение как состоявшийся художник скажу, что весь процесс созидания проводится как исследование форм, материалов и техник, требуя терпения и применения мастерства в постоянном творческом поиске, что и является, на мой взгляд, человеческим счастьем, даже независимо от отрасли и специфики профессии.
Фото 1. Кулон из куска метеорита, золото, алмаз, бриллиант, цепь – титан. Автор Артем Сюнский
Фото 2. Кольцо из метеорита, золото, бриллианты. Автор Артем Сюнский
Фото 3. Кольцо из карбона и фордита. Автор @race.rings
Фото 4. Кольцо из волокон кокоса. Автор Anna Katharina Schma
Фото 5. Кольцо из золота и лунного грунта в смоле. Автор Robert Wbruce
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Ювелирная студия BudaghArt Jewelry.
Ювелир-дизайнер с профессиональным стажем более 25 лет.
Член Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства.
Признанный мастер и автор ювелирных изделий, участник, призер и победитель международных, федеральных и региональных конкурсов ювелирного искусства.
Изделия, изготовленные мастером, находятся на экспозиции в Государственном историческом музее (Москва) и в частных коллекциях по всему миру.
Философия автора: Смелый отказ от общепринятых концепций в производстве и дизайне ювелирных украшений, всегда свежий и бунтарский взгляд на любые проявления физического и интеллектуального миров.
E-mail: gaumaker@gmail.com
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА