Эффективное управление товарными запасами
Управление товарными запасами является одним из ключевых элементов формирования торговой политики организации. Основным методом управления считается нормирование товарных запасов, которое заключается в установлении нормативных показателей для каждой единицы или номенклатурной группы товаров.
Отклонение от нормативных показателей в сторону уменьшения остатков товаров ведет к недополучению выручки, а излишки товарных запасов — к снижению оборачиваемости и заморозке оборотных средств в товарных запасах.
В связи с этим следует вести оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов, поскольку своевременно выявленные отклонения позволят принять грамотные управленческие решения и не допустить потерь.
Нормирование товарных запасов подразумевает установление норматива (оптимального размера) товарных запасов. Под оптимальными товарными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям при минимуме затрат.
Основное назначение товарных запасов — обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Управление запасами при помощи планов продаж и прогнозов зачастую приводит к таким проблемам, как дефициты и излишки товаров.
Дефициты товаров приводят к таким проблемам, как:
- упущенные продажи;
- потеря лояльности клиентов;
- срочные более дорогие поставки;
- недостаток денежных средств для пополнения.
Излишки товаров приводят к таким проблемам, как:
- распродажи, уменьшающие выручку по другим товарам;
- недостаток денежных средств для пополнения ходовых позиций;
- заморозка оборотных средств в товарных запасах.
Как неправильно решать эти проблемы:
- считать, что наличие можно обеспечить, только раздувая запасы;
- не фиксировать упущенные продажи;
- выбирать поставщиков по низкой цене, а не по их надежности и скорости;
- стремиться минимизировать транспортные расходы, а не обеспечивать наличие.
Отказ от пополнения запасов на основании прогнозов и планов продаж достаточно обоснован, ведь прогнозы строятся на статистике прошлых продаж, а в бизнес-среде прошлое никогда не повторяется в будущем. Поэтому прогнозы не могут быть абсолютно точными. Особенно если речь идет о прогнозе спроса на отдельное SKU.
Наибольшее внимание нужно уделять удовлетворению текущего спроса. И это неслучайно — в большинстве случаев при увеличении продаж на 1% прибыль может увеличиться до 10%, так как доход увеличивается, а уровень операционных издержек изменяется не пропорционально.
С целью наиболее полного удовлетворения спроса оптимально использовать динамическое управление товарными запасами. Его суть в том, что вы формируете определенный буфер запасов по каждой SKU, ориентируясь на фактический спрос потребителей. Внедрение такой системы позволяет всегда иметь в наличии нужный товар в нужном месте в нужное время.
Буфер Запаса — это количество товаров, которое вы поддерживаете в цепи поставки, состоящей из трех частей:
Фактическое количество товаров на складе
+
Количество в заявках поставщикам
+
Количество товаров в пути
Буфер запаса — это не остаток на складе, а количество товаров в цепи: на складе, в заявках поставщику и в дороге от поставщика.
Разделив весь буфер запаса на три равных части, мы получим три уровня, разделенных на цвета — красный, желтый, зеленый.
Динамическое управление буфером запаса — это отслеживание отношения запасов «на руках», которые остались, по отношению ко всему размеру стакана — установленному уровню запасов. И чем ближе остаток к красному уровню, тем критичнее.
Динамическое управление буфером предполагает ежедневный мониторинг остатка и оценку уровня запаса по зонам буфера. Буфер отражается по каждому SKU. Если запасы товара глубоко опускаются в красную зону, это сигнал того, что есть вероятность дефицита и компания не сможет удовлетворить спрос клиентов. Соответственно, установленный буфер мал, его необходимо увеличить. В этом случае размер буфера («стакана») увеличивается на треть.
Если происходит обратная ситуация — запасы оказываются надолго в зеленой зоне. Это может случиться по двум причинам — либо поставщик стал чаще поставлять товар и более надежно, либо спрос на товар сократился, соответственно, уже нет необходимости поддерживать такую величину запасов, потому что это уже избыточные, замороженные денежные средства. В этом случае величину буфера необходимо сократить на треть.
Необходимо стремиться к тому, чтобы складские запасы находились в желтой зоне. Колебались из зеленой в красную, но в большинстве случаев находились именно в желтой. Зеленые запасы — это избыточные запасы, желтые — оптимальные запасы, красные — это рискованный уровень запаса. Так работает динамическое управление буфером.
Увеличение частоты пополнений запасов позволяет более точно реагировать на динамику спроса, снижает уровень излишков на складах и приводит к сокращаю упущенные продаж.
Именно такую систему работы ЮЗ «Голден Глоб» предлагает своим клиентам: это позволяет как освободить значительные оборотные средства, так и увеличить отдачу от вложенных в товар инвестиций.
Поделиться статьей:
В статье рассматривается задача выбора концепции, некоторые положительные и отрицательные аспекты ювелирного производства, приводятся основные примеры создания эксклюзивного дизайна, основанные на личном опыте автора. Украшения являются частью нашего повседневного образа, …
Розыгрыш ценных призов — отличная возможность для компании заявить о себе, повысить узнаваемость бренда и пополнить клиентскую базу. Мария Лосева, специалист по таргетированной рекламе в MediaNation, рассказала, как нам удалось …
Оставить комментарий