Как действующие законопроекты влияют на рентабельность бизнеса в России

Как действующие законопроекты влияют на рентабельность бизнеса в России

Главными источниками правового регулирования ювелирной отрасли в России является ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»  и ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также указы президента и постановления правительства, нормы права ЕАЭС .

Говоря о сложностях и особенностях налогообложения данной отрасли, стоит отметить фактор, значительно увеличивший налоговую нагрузку для предприятий ювелирной отрасли, — это НДС, который был введен на золото в 2003 году, когда золото из разряда валютных ценностей было переведено в категорию товара. В настоящий момент в России ювелирная отрасль функционирует таким образом, что большинство отечественных производителей, за исключением крупных компаний, не имеют собственной розницы и прибегают к услугам дистрибьюторов. Однако большинство таких розничных точек продаж применяют специальные налоговые режимы, и им невыгодно продавать изделия, в стоимость которых необходимо включить НДС, так как это значительно увеличит конечную покупную цену изделий. Ситуации, при которых НДС не облагаются операции с драгоценными металлами/камнями, ограничены: реализация монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа РФ или иностранного государства, реализация необработанных алмазов обрабатывающими предприятиями, операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, совершаемые финансово-кредитными учреждениями.

Еще одним изменением законодательства, значительно повлиявшим на ювелирную отрасль, была отмена экспортной пошлины на алмазное сырье. Данная мера была связана со вступлением России в ВТО. Ликвидация привилегий для отечественных производителей ювелирной продукции повлекла увеличение доли экспорта российского алмазного сырья для огранки и производства ювелирных украшений за рубеж и последующий импорт готовых изделий обратно в Россию. Основной причиной данного процесса является то, что производство ювелирной продукции в России является достаточно дорогим и продолжительным по времени, например, в сравнении с Индией — страной-лидером по общемировому ограняющему производству. 

Важно отметить, что в соответствии с законодательством РФ обязательным условием для продажи ювелирных изделий, вне зависимости от страны происхождения , является их пробирование. В РФ ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ» (далее — Пробирная палата РФ) обладает монополией на пробирование и клеймение государственным пробирным клеймом. 

Особенностью регулирования ввоза/вывоза драгоценных металлов/камней является то, что право на перемещение через таможенную границу ЕАЭС имеют только те юридические лица и ИП, которые стоят на специальном учете в Пробирной палате РФ. Помещение под таможенные процедуры, за исключением таможенного транзита и реэкспорта, драгоценных металлов осуществляется на специализированных таможенных постах  с обязательным участием контролеров Пробирной палаты РФ. 

Ввоз/вывоз из РФ драгоценных камней/металлов из стран, не входящих в ЕАЭС, урегулирован Указом Президента РФ от 20.09.2010 . Коротко порядок перемещения ювелирных изделий при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС можно описать следующим образом: 

получение участником ВЭД свидетельства о постановке на учет в Пробирной палате РФ;

прибытие товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

перенаправление товаров с таможенного органа прибытия на специализированный таможенный пост;

помещение товара на склад временного хранения (на данном этапе возможно вскрытие груза для осуществления идентификации груза и установления соответствия стоимости — по желанию компании-импортера);

проведение государственного контроля государственными контролерами из Пробирной палаты РФ;

выдача акта государственного контроля (оставляется в трех экземплярах и подписывается представителем уполномоченного органа (организации) государства-члена и заявителем (представителем заявителя). Первый и второй экземпляры вручаются заявителю);

подача участником ВЭД декларируемого товара на специализированный таможенный пост;

при наличии оснований — досмотр товаров таможенными органами;

выпуск товаров;

обязательное клеймение товаров.

Процедура для экспорта товаров является аналогичной, с тем исключением, что отсутствует необходимость в складе временного хранения, поскольку на него помещаются только иностранные товары. 

Таким образом, в связи с введением НДС на большую часть ювелирных изделий и отменой экспортной пошлины на алмазное сырье, на данный момент производство ювелирных изделий намного более рентабельно осуществлять в иных юрисдикциях, где сама процедура огранки стоит гораздо дешевле, чем в России.

Авторы статьи: старший юрист юридической фирмы «Клифф» Екатерина Романова и помощник юриста Полина Постникова.

[1] Федеральный закон от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

[1] Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[1] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 (ред. от 13.12.2017) «О мерах нетарифного регулирования», Приложение №13.

[1] Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 №94 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» (вместе с «Правилами опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов»).

[1] Приказ ФТС России от 12.05.2011 №971 (ред. от 06.05.2013) «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней».

[1] Указ Президента РФ от 20.09.2010 №1137 (ред. от 17.12.2017) «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы».

Рейтинг: 20 / 23

Поделиться статьей:


Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(109) май-сентябрь 2018
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Пробирный надзор:


Записки начальника КРО: Организация работы магазина розничной ювелирной торговли
14 апреля 2019 г. Пробирный надзор
Записки начальника КРО: Организация работы магазина розничной ювелирной торговли

Вы — руководитель ювелирной организации, осуществляющей розничную продажу ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Или вы еще только планируете открыть розничный магазин. Вы все учли, ...

Владимир Порошин


Каждая проверка по ПОД/ФТ ГИПН заканчивается штрафом: миф или реальность?
9 декабря 2018 г. Пробирный надзор
Каждая проверка по ПОД/ФТ ГИПН заканчивается штрафом: миф или реальность?

На протяжении последних нескольких лет среди организаций и предпринимателей ювелирного сектора упорно ходят слухи о том, что проверки инспекциями пробирного надзора исполнения норм антиотмывочного законодательства обязательно заканчиваются выявлением всевозможных нарушений ...

Павел Смыслов

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.