Кое-что о дизайне и дизайнерах российских ювелирных изделий
Сначала пару слов о терминологии
Под термином «дизайн» будем понимать, во-первых, внешний вид изделия, во-вторых, процесс его художественного конструирования.
Что первично – дизайн или производство
В идеале организовывать фирму и руководить ее художественной политикой должен Дизайнер с большой буквы «Д». У нас все перевернуто с ног на голову – производственные фирмы открываются людьми, далекими от ювелирного искусства по образованию и менталитету. В результате маркетологами становятся либо они сами, либо их приближенные и родственники, мало сведущие в тенденциях рынка. Дизайн на вторых ролях и выполняет подсобную функцию.
В образование и повышение квалификации работников в широком смысле этого слова мало кто на таких фирмах вкладывает средства (речь идет о сфере дизайна). В лучшем случае организовываются поездки отдельных работников на ведущие мировые ювелирные выставки (хотя надо отметить, что это сильно расширяет кругозор). Это специфика отечественной ювелирной промышленности.
Ювелирное производство создается для скорейшего извлечения прибыли, присваивания хозяевами прибавочной стоимости. Им все равно, что производить и какого качества и дизайна – лишь бы продавалось. Таков менталитет и производителя, и покупателя.
Рынок завален низкохудожественными изделиями массового спроса, так называемой «массовкой». Это наша беда. Покупателя надо воспитывать, готовить его к потреблению высокохудожественных изделий продвинутого дизайна. Никто не хочет этого делать. И так купят.
Современный дизайн оторван от производства. У нас в стране нет крупных, продвинутых дизайн-студий ювелирных изделий, формирующих ювелирные тренды и размещающих заказы на ювелирном производстве. Много талантливых ювелиров-фрилансеров, занятых разработкой очень интересных изделий, но они, как правило, работают на единичных заказах. В настоящее время многие фирмы пытаются иметь свое лицо, изделия отличающегося дизайна. Однако все упирается в низкий уровень квалификации подавляющего количества проектировщиков изделий.
Талантливые дизайнеры, работающие на конкретных предприятиях, зачастую заняты разработкой массовых изделий, ограничены строгими рамками «хозяина». То, что они показывают на международных ювелирных конкурсах, сделано «для души» и принципиально отличается по дизайну от серийных изделий.
Заимствование дизайн-идей
В российской ювелирной отрасли очень распространен дизайн-плагиат. Не секрет, что этим грешат и многие зарубежные производители, например китайские. Перед открытием ведущих ювелирных выставок перед павильонами скапливаются толпы молодых китайских парней, вооруженных новейшей фототехникой. Фотографии новых изделий через час будут в офисах китайских фирм, а через 7–10 дней на прилавках магазинов будут представлены изделия заимствованного дизайна. Современные технологии это позволяют. В нашей стране многие фирмы занимаются заимствованием дизайна. Бывали случаи и воровства идей, эскизов, набросков. Отсутствие серьезной правовой базы в этом секторе способствует пиратству. Все это тормозит существенное финансирование современных дизайн-разработок.
Тесно с этим связана и методика создания ювелирного бренда. По большому счету, у нас в стране нет ни одного ювелирного бренда мирового значения. Брендообразование, брендинг, брендирование – разные стороны процесса создания и поддержания бренда, но увязанные в единое целое. Продвинуть создаваемый бренд на рынок, обеспечить его жизнеспособность, постоянно поддерживать его новыми узнаваемыми и идентифицируемыми с брендом идеями под силу далеко не каждому. Для этого надо иметь недюжинный талант, «чуйку», знание рынка и психологии своего покупателя. Многие перспективные ювелирные фирмы останавливаются на полпути, считая, что финансирование продвижения создаваемого бренда не окупится.
Отдельно необходимо высказаться об уровне отечественных дизайнеров ювелирных изделий. То есть о тех, кто должен обеспечивать формирование дизайн-идей и их продвижение в производство.
До недавнего времени считалось, что у нас в России нет школы современного ювелирного дизайна. Однако в последние годы стала намечаться тенденция ломки данного стереотипа. Появляются очень интересные, прорывные вещи мирового уровня. К сожалению, это довольно редкое явление. Талантливый дизайнер ювелирных изделий рождается один на тысячу, а может быть, и реже. И сказать свое весомое слово в ювелирном дизайне он сможет только при условии идеально сложившихся для него условий для творчества.
В основном подготовка ювелиров-проектировщиков у нас в стране не выдерживает серьезной критики. Этому две основные причины.
Первая. Учителями и преподавателями художественных учебных заведений чаще всего становятся выпускники этого же заведения. В результате происходит неизбежная деградация уровня подготовки. Решением проблемы может быть привлечение ведущих мировых специалистов, подготовка и повышение квалификации преподавателей в ведущих мировых ювелирных школах, существенная ротация кадров преподавателей. Нужны новые, свежие идеи. Однако при современном мизерном финансировании образования эта идея утопична. Владельцы ювелирных производств также не спешат финансировать повышение квалификации и образование персонала – обученный человек легко может уйти в другую фирму или «на вольные хлеба».
Вторая. Низкая замотивированность современной молодежи в получении серьезных знаний и квалификации. Это проблема всей страны во всех отраслях нашей жизни. Пришло время низкоквалифицированных высокомотивированных дилетантов. К сожалению.
Уровень производства и качество продукции
Далеко не всякая дизайн-идея может качественно воплотиться в металле. Практикующие дизайнеры это знают. Зачастую после многочисленных корректировок эскизов и чертежей, споров с технологами проектировщики не узнают свой первоначальный замысел в уже готовом изделии. Это происходит по нескольким причинам.
Первое. Недостаток современного технологического оборудования, отсутствие на многих отечественных предприятиях ряда необходимых технологических операций.
Второе. Низкий уровень рабочего и технического персонала, низкая его замотивированность из-за невысокой зарплаты, низкая культура производства, что приводит к снижению качества.
Третье. Невысокий уровень знания современными дизайнерами технологии изготовления ювелирных изделий. Проектировщик должен представлять, как спроектированное им изделие будет изготавливаться. А в проектировщики могут приходить люди, не имеющие специального образования.
Четвертое. 3D-проектирование и 3D-изготовление изделий диктуют специфический дизайн украшений. Заточенность дизайна современных изделий под определенный технологический цикл. В этом случае некоторые передовые фирмы могут в ряде случаев отказываться от 3D-технологий или намеренно вносить искажения в идеальную форму украшений для большей схожести их с изделиями hand-made.
Кирилл Лось
Член международной ассоциации «Союз дизайнеров» с 2001 года.
«Хороший дизайн виден сразу.
Отличный дизайн незаметен»
Джо Спарано
Дизайнер – художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер). От англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок. (Википедия)
Дизайнер ювелирных украшений – это человек, живущий не только в «ювелирке», но и в глобальной предметной среде. Все взаимосвязано. Изначально художник самовыражается, а дизайнер проектирует предмет для последующего воплощения в материале.
В любой успешной производственной компании есть ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО. Это аксиома. Именно дизайнер определяет, что и как производить, этот авангард компании закладывает динамику дальнейшего развития. Через призму видения информации, эмоций и ощущений, через широчайший круг интересов, таланта и потока энергии.
Пример: Nissan, автомобиль Primera, который дал второе дыхание марке, после того как пришел новый главный дизайнер, именно он определил динамику для всего последующего модельного ряда.
Среди мировых ювелирных фирм просто нет «бездизайнерских».)))
Из личного опыта: 1995 или 1996 год, компания производит весь ассортимент серийки: от серебра с фианитами до эксклюзива с бриллиантами. «Зашиваемся»). Владелец отправил вашего покорного слугу в Мюнхен на выставку. Только на третий день сообразил, почему все компании мирно сосуществуют долгие десятилетия на выставках и на рынках сбыта: каждый отличался своей продукцией. Минималистично выражаясь, один выпускает кольца, серьги и прочее в виде шариков, второй – в виде кубиков, третий – треугольников и так далее. Сегментация целевой аудитории. По возвращении был проведен «худсовет», на котором было принято судьбоносное решение ограничить выпускаемый ассортимент. Была создана мода на крупные цветные камни, разработана универсальная система закрепки, позволяющая сильно сэкономить на производстве и количестве мастер-моделей. Компания трудится до сих пор. Успехов!
В силу своей потребности максимально «сканировать» поступающую информацию, визуальный ряд, дизайнер находится на волне передовых технологий, идей, тенденций в моде, экономики, промышленности, жизни. Он является глазами и ушами компании, разведчиком. Через свой талант он трансформирует, сублимирует идеи и процессы в «банк» компании, увеличивая ее капитализацию. В свете этого дизайнер является правой рукой владельца и директора. Только связка «дизайнер – директор» дает результат на долгие годы. Настоящему дизайнеру невыгодно торговать, «сливать» идеи налево. Это лишает его доверия, уничтожает талант и статус. Он не может «укусить дающую руку» всей команды компании, от владельца до кладовщика. Если это произошло, значит, не оценили, обманули или сам мелкий.
А маркетолог должен жить в пространстве продаваемого товара. При этом возникает «зашоренность» взгляда. Он приводит бизнес в стагнацию и падение, его премия зависит от объема продаж.)
Личный опыт показывает: в постсоветском пространстве узкоспециализированный дизайнер не нужен, он должен быть и экономистом, технологом, и руководителем,и организатором и т.д. Создавать компанию надо сразу с установкой: на сто лет, и в этом дизайнер играет одну из ключевых ролей. Бизнес – это команда, кулак, сложенный из многих пальцев, в которой каждый вкладывает свой талант и опыт, несет свою незаменимую функцию. Если убрать один палец, сила пропадет.
Владелец и директор, опираясь на верного дизайнера, доверяя ему, приобретают не только эстетически выгодную продукцию, приобретают статус, капитализируют компанию, экономически выгодно производят продукцию.
Дизайнер создает будущее, трансформируя прошлое. При этом неважно, из каких материалов: будь то культовая коллекция эксклюзивных бриллиантов в современной оправе на подъеме рынка или серебряные молодежные кольца на спаде. Именно чувствуя веяния времени, дизайнер использует и трансформирует это в жизнь
«В двух словах: хороший дизайн – это не только то, что видно глазом,
не только внешний вид, это комбинация продуманных решений,
сделанных с заботой о конечном пользователе или зрителе»
Хосе Торре
Вы когда-нибудь задавались вопросом: «Как дизайнер может поднять компанию на новый уровень либо же в одночасье повлиять на нее негативно?»
Махмуд Алькараблия
Руководитель дизайнерской компании Bisan Design
+90(531)333-99-00 / e-mail: mahmoudru@ya.ru / insta: mahmud_karabliya
В этой статье хотелось бы обратить внимание на всю важность, которую играют дизайнер и модельер в любой ювелирной мастерской, и подчеркнуть столь печальный факт того, что владельцы бизнеса, а также менеджеры, непосредственно связанные с продвижением ювелирных новинок в массы, придают малую значимость данному вопросу.
Не секрет, что многим представляется сложным открывать дополнительные дизайнерские отделы в своих компаниях, предпочитая сотрудничать с компаниями, предоставляющими готовый пакет услуг и широкий готовый ассортимент. Владельцы выбирают такой ход, оберегая себя и свой бизнес от лишних расходов и издержек, избегая рисков.
Но подумать только хотя бы об одном плюсе наличия собственного дизайнера, разрабатывающего неповторимый дизайнерский ряд только для одной компании, сохраняя всю секретность эскизов, мастер моделей и пресс-форм.
Как руководящий дизайнерской компанией в Стамбуле, где с каждым годом растет ювелирная отрасль большими скачками, я хотел бы поделиться тем, на какой позиции в отношении со стороны владельцев бизнеса находятся дизайнеры и модельеры в турецкой ювелирной промышленности.
Во-первых, офис, где располагается дизайнер, по сути, самый близкий офис к владельцу компании. Так как отдел модельеров должен на ходу схватывать все желания и креативные идеи самого владельца, преобразовывая их в реальные модельные ряды и коллекции, увеличивая продаваемость, дизайнер автоматически становится правой рукой руководящего звена.
Во-вторых, самым важным фактором остается секретность дизайнерских планов и эскизов. Наличие собственного дизайнерского отдела сокращает риск утечки информации и идей, что может серьезно повлиять на конкурентоспособность любого завода.
В-третьих, на все самые важные выставки руководящие берут с собой именно модельеров!
Ну и, наконец, выручка компаний всегда зависит от качества и красоты моделей, а изящные модели как раз и создаются креативными модельерами и выдающимися дизайнерами!
Новое время требует новых подходов
Илья Устюжанин
Художник-ювелир
e-mail: ustuzhanin@mail.ru / insta: ustuzhanine
К 2020 году мы подошли с пустыми карманами покупателей и пустыми головами руководителей заводов-производителей ювелирных украшений. Десятилетиями накатанные схемы покупки форм на турецких и китайских рынках оказались в тупике, потому что продавали золото, усыпанное камнями, как инвестиционный подарок. Но времена, когда бабушка дарила золотое колечко на черный день проходят, потому что современная молодёжь, неуверенная в завтрашнем дне, живёт настоящим. Но украшать себя люди по-прежнему желают и отсюда вытекает запрос на недорогие, но красивые изделия. Так появляется запрос на что-то дизайнерское, так работы выпускников школ дизайна оказываются на другом берегу реки под названием "рынок".
С развитием интернета в Россию пришло видение товаров в стиле "nobrow", когда уже нет разделения на товары аристократические и массовые. Искусство стало доступно любому человеку, только теперь важным становится не дороговизна, а внешняя форма, отвечающая современности. За последние 20 лет в мире уже успели появиться сотовые телефоны и пройти жизненный цикл от кирпичей, до минималистичных многофункциональных устройств, а русский ювелирный рынок продолжает кормить покупателей изделиями из 90-80-70-х. и очень часто в мастерских можно услышать: "в магазинах ничего интересного нет, сделайте нас что-то необычное" или зачастую, просто, что-то современное.
Именно поэтому руководителям ювелирных заводов, пароходов и фабрик стоит уделить больше внимания дизайну в сегменте дешевых изделий, например, из серебра. Маркетинг должен начинаться не с поиска целевой аудитории, а с анализа мировых событий и движений.
Поделиться статьей:
Ни для кого не секрет, что большинству ювелирных компаний нужен хороший логотип и качественный дизайн. Он должен быть простым и узнаваемым одновременно. Когда логотип соответствует этим требованиям, ваш бизнес станет …
Обычно мы в практике ювелирного дела, опираясь на традиции, спрессованные тысячелетиями, следуем потребности рассказать историю, передать информацию или занять определенную культурную, политическую, сексуальную или социальную позицию посредством материалов. Согласно этому, …
Оставить комментарий