Куда катится мир... Бриллиантов?

Куда катится мир... Бриллиантов?

Недавние события, связанные с пандемией COVID-19, повлекли за собой кардинальные изменения на рынке бриллиантов и сломали устои, по которым работал рынок на протяжении долгих лет.

Наверняка вам известно о том, что на протяжении многих лет все участники бриллиантового рынка, ведущие свою деятельность на всех мировых алмазных биржах, формировали цены на бриллианты, основываясь на прайс-листе Рапапорт, который публиковала с определенной периодичностью компания Rapaport Group во главе с Мартином Рапапортом. И происходило это до публикации последнего на сегодняшний день прайса, вышедшего 20 марта 2020 года. В нем цены на все позиции были снижены на 5–9%, от предыдущего листа. Это вызвало революцию на рынке и массовый бойкот. Многие участники рынка стали уходить с площадки Rap.net, где выставляли на продажу свои бриллианты, а также отказались работать с новым прайс-листом, продолжая формировать свои цены на основании предыдущего прайса.

Данные действия со стороны дилеров, с одной стороны, могут показаться вполне обоснованными. Обусловлено это крайне низкой маржей на данном уровне рынка, и резкое падение цен на 5–9% несет дилерам, закупившим ранее камни, огромные убытки. По мнению многих дилеров, цены не могли так снизиться в момент практически нулевой активности на мировых алмазных биржах. Уже давно существовали настроения несогласия с деятельностью Rapaport Group и мнения, якобы последние диктуют цены всему миру, вместо того чтобы обоснованно их корректировать. Данные настроения постепенно накалялись, а публикация последнего листа вызвала взрыв.

С другой стороны, по моему мнению, эта вся шумиха и бойкот со стороны дилеров абсолютно необоснованны. Вполне возможно, Рапапорт действительно пошел на опережение и необоснованно снизил цены. Но ведь по ценам прайса никто камни не продает. Прайс является исключительно ориентиром для участников рынка. Цены на бирже озвучиваются не в суммах денег, а в процентах от прайса. Например, этот камень стоит -30, что означает -30% от прайса. Средние цены на биржах всегда были значительно ниже прайса, даже в рознице, не говоря уже об оптовых ценах. Поэтому вся эта паника высосана из пальца, ведь когда цены в прайсе меняются, дилерам ничего не мешает откорректировать цены на свои камни с помощью скидок. К примеру, если по старому прайсу продавец хотел за свой камень -30%, а прайс снизился, что мешает просто снизить равносильно скидку, компенсируя падение, скажем, до -25% уже от нового прайса.

Но вместо этого простого действия народ полез на баррикады, виня во всех своих бедах Рапапорт.

В итоге на сегодняшний день примерно 3/4 дилеров работают по старому прайсу и размещают свои бриллианты на альтернативных площадках. Четверть дилеров остались на площадке Rap.net и продолжают работать по новому листу. Из-за этого возникла определенная путаница на рынке. Теперь при покупке камней необходимо сразу уточнять, по какому прайсу продавец считает цены.

А что же происходит сегодня с ценами на бриллианты в целом? Многие могут полагать, что цены должны сейчас снижаться из за кризиса и падения спроса. Но реальность диаметрально противоположна.

Дело в том, что сегодня на рынке существует дефицит бриллиантов, который растет с каждым днем.

Причина тому – карантин в Индии и полная остановка производств. А Индия до недавнего времени производила до 90% от мирового производства бриллиантов, что делало ее монополистом, без преувеличений. Так сложилось, что на протяжении последних нескольких десятилетий Индия забрала на себя практически все производство бриллиантов, и хоть многие из этих производств принадлежат иностранным компаниям, все же они работают на территории Индии и страна диктует им правила. Индия ввела карантин, и все остановилось. А если, к примеру, завтра правительство снимет карантин, но при этом введет эмбарго на ввоз алмазов в страну (данный сценарий сейчас всерьез рассматривается), все производства останутся без работы, а мир – без стабильных поставок бриллиантов.

Индия в прямом смысле убила ограночную отрасль многих стран. В Израиле, где раньше была масса производств по огранке, делая страну одним из мировых лидеров, сегодня не осталось ничего – ни мощностей, ни специалистов, за исключением нескольких небольших мастерских. И Израиль не исключение, данная участь постигла и остальные страны, ранее являющиеся лидерами по огранке.

В итоге на сегодняшний день поставок бриллиантов практически нет, на биржах дилеры торгуют исключительно тем, что осталось. В итоге появляется дефицит на некоторые позиции, провоцирующий рост цен.

Что касается спроса на украшения, не могу сказать за весь мир, но конкретно в Израиле, где мы ведем нашу деятельность, в последние месяцы спрос на украшения растет. Причина тому кроется в том, что израильтяне привыкли много путешествовать, летая за границу на отдых и шопинг по нескольку раз в год. Но на данный момент выезд за границу закрыт практически полностью, и вряд ли это изменится в ближайшее время. Также в стране введен ряд ограничений на массовые мероприятия. По этой причине у людей очень сузился перечень трат свободных средств и многие стали чаще баловать себя и близких ювелирными украшениями. Если раньше в приоритете трат многих израильтян были путешествия, сегодня эту нишу занимают украшения.

Из всего этого следует то, что дальнейшая судьба рынка бриллиантов зависит исключительно от дальнейшего хода событий, связанных с пандемией, в частности с ограничениями, вводимыми правительствами стран. Как мы видим, некоторые из этих ограничений могут нести как положительный, так и отрицательный характер, и пока что в этом соблюден определенный баланс.

Рейтинг: 30 / 14

Поделиться статьей:


Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(117) май - сентябрь 2020
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Геммология:


Синтетические ювелирные камни, выращенные гидротермальным методом синтеза
6 сентября 2020 г. Геммология
Синтетические ювелирные камни, выращенные гидротермальным методом синтеза

В последние годы на рынке ювелирных камней особенный интерес проявляется к различным синтетическим камням. Как известно, синтетические камни имеют такой же химический состав, кристаллическую структуру и свойства, как и природные …

Маргарита Хомрач


Почему эксперты-геммологи не любят камни или Мифы о геммологических лабораториях
6 сентября 2020 г. Геммология
Почему эксперты-геммологи не любят камни или Мифы о геммологических лабораториях

Ювелиры часто пользуются услугами геммологических лабораторий, принося туда свои камни и затем продавая их с заключениями лабораторий. За рубежом такой порядок сложился давно, а в России долгое время была распространенной …

Юрий Шелементьев

Оставить комментарий

Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.