ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Репутация огранщика в цепочке ювелирного искусства

Автор: Дмитрий Данилов
Категория: Геммология

Вы ювелир? Вас спрашивают о подлинности и редкости камня? Имеет ли значение месторождение? Как же, обладая достоверными сведениями, можно объяснить эти каверзные вопросы клиентам? И важен ли многолетний опыт художника-огранщика?

Существует огромное многообразие цветных камней, которые очень трудно оценить стандартами, принятыми в геммологической практике. Тут на помощь приходят геммологи, специализирующиеся на художественной огранке таких особенных камней.

Невозможно быть профессионалом высочайшего уровня в областях всех минералов, их разнообразие исчисляется тысячами. От этого и сравнивать работу одного огранщика, специализирующегося на одном минерале, и огранщика, занимающегося совершенно другим минералом, нельзя.

К примеру, моя основная специализация – это художественная огранка кабошоном минералов с Кольского полуострова и Северной Карелии. Это такие минералы, как фуксит с кианитом, астрофиллит, беломорит, эвдиалит, диопсид, флогопит, солнечный кианит, салатовый апатит, плагиоклаз, горный хрусталь. С ними я работаю всю свою профессиональную карьеру и быва на всех их месторождениях.

Экспедиция в Северную Карелию на месторождение Фуксита.

А также очень долгое время работаю с финским спектролитом.

Финский Спектролит. Месторождение: Юлямаа, Финляндия

Я занимаюсь изучением этих камней, и моя технология их огранки доведена до идеала. Оборудование, которое я делаю сам, помогает максимально эффективно, бережно и качественно использовать сырье и создавать кабошоны. Однако специфика с иными камнями требует особых подходов. Моя техника универсальна и позволяет работать со многими разновидностями камней, хоть изначально она направлена именно на сложносоставные, мягкие и хрупкие камни Кольского полуострова и Северной Карелии.

Многообразие Фуксита с Кианитом в кабошонах. Месторождение: Лоухский район, Северная Карелия, Россия

Как художник-огранщик я имею запас знаний в оценке и определении редкости камней, но также знаю, как проверить подлинность приисков.

Здесь нужно понимать несколько аспектов, играющих ключевую роль в определении этих факторов.

Важно обращать внимание на цепочки, простыми словами – это путь, который проходит каждый камень до того, как он попадет в руки ювелира, где и превращается в украшение и порой – в произведение ювелирного искусства, порождающее новые направления в дизайне украшений и формирующее тренды.

Беломорит. Месторождение: Чупинский район, Северная Карелия, Россия

Все камни имеют точку рождения, каждое месторождение имеет разный спектр структурных минералогических особенностей и качества.

Первичное формирование стоимости сырья цветных камней происходит на этом этапе. Часть при начальной сортировке определяет, будет ли это идти в огранку или кабошон. Отсюда и есть речевые термины, характеризующие цветные камни «ограночного качества». Применяют также и «ювелирные камни», и камни «кабошонного качества».

Не всегда те, кто занимается добычей, занимаются и огранкой. Однако чистоту, цвет, эстетические свойства, размеры и редкость легче всего и, наверное, правильнее всего выявлять на приисках, так как определить это можно в соотношении статистических наблюдений, проявляемых при добыче.

Астрофиллит. Месторождение: Хибинский массив, Астрофиллитовый ручей, Кольский полуостров, Россия

Вторичное формирование цены происходит, но не всегда. Это зависит от этапа, когда крупные объемы самоцветов попадают к так называемым оптовикам, которые распределяют качество и определяют стоимость лотов.

Если материал напрямую переходит в процесс художественной огранки (грубо говоря, ты сам добываешь либо напрямую покупаешь материал у шахтеров) и пропускает переходные элементы в виде посредников и перекупщиков, то дальнейшее формирование цены и определение качества происходит раньше.

Оттого и цена сырья для изготовления любого вида огранки будет значительно ниже, чем покупка материала через пятые руки, которая может привести к сомнению не только в его подлинности, месторождении, но также в его цене и качестве.

Насмотренность и определение качества цветных камней происходит в процессе создания преформ, где могут проявиться трещины, серьезные включения, рисунок, эстетически значимые элементы.

Аквамарин. Меторождение: Нигерия

Насколько важно сотрудничать с огранщиками?

При работе с камнем художник-огранщик сталкивается со всеми дефектами камня.

Могут быть обнаружены трещины, инородные включения, которые могут «выкрашиваться», это часто приводит к деформации первоначальной формы, могут появиться сколы в слабых местах (точки напряжения). Необходимо замечать это на ранней стадии, так как пропущенный дефект может выявиться уже при закрепке камня в металл. На 100%, конечно, это предотвратить невозможно.

Хрупкость и колкость камня очень хорошо известны тому огранщику, который занимается конкретным минералом. И иногда стоит поинтересоваться у автора данной огранки о характерных особенностях минерала, так как даже один и тот же минерал, но с разных месторождений, может иметь особые свойства, обусловленные химическим составом сопутствующих минералов и климатическими особенностями местности.

Так почему же специализация огранщика важна?

Набираясь опыта в процессе резки камня, формировании и полировки огранщик получает большое количество знаний о конкретном минерале или сложносоставной группе минералов.

На длинном интервале времени постоянной работы над изделиями формируются экспертность и аналитические навыки в определении редкости экземпляров, глубокое понимание технологии в процессе применения подобранного метода огранки этого камня, которую следует применять для достижения выдающегося результата.

Художник-огранщик, обладающий богатым практическим опытом работы с тем или иным камнем и изучающий их происхождение и месторождения, сможет дать хороший и профессиональный совет.



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Дмитрий Данилов

Независимый эксперт геммолог, огранщик. Член гильдии огранщиков USFG. 
Научный руководитель по геммологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Основатель собственной художественной мастерской FreakenFru.
Профессиональный опыт обработки камня более 17 лет.
Участник крупнейших ювелирных и минералогических выставок России в Москве, Санкт-Петербурге, Апатитах, а также в Финляндии и Швеции.



E-mail: freakenfrubox@gmail.com

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА