ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Роскомнадзор «наследил» в регулировании рекламы

Автор: Петр Слизкий
Категория: Продажи

«Мода» на прослеживаемость

Нарастающий интерес государства к прослеживаемости как способу надзора можно увидеть в последние годы во многих сферах. Чиновники активно стараются внедрить свои системы прослеживаемости во вверенных им отраслях. Минпромторг с помощью системы «Честный знак» контролирует больше двух десятков категорий товаров легкой промышленности и продуктов питания, начиная от сигарет с духами и заканчивая велосипедами и водой, Росалкогольрегулирование отслеживает движение алкогольной продукции в ЕГАИС, Рослесхоз контролирует оборот древесины в ЛесЕГАИС, а Россельхознадзор разработал систему контроля в ветеринарной отрасли. Для ювелирной отрасли Минфин внедряет систему прослеживаемости и маркировки для драгоценных металлов и драгоценных камней – ГИИС ДМДК.

Основных целей введения таких систем две – затруднить попадание контрафактного товара в легальный оборот и увеличить эффективность налогообложения товаров. 

В этом смысле идея прослеживаемости и маркировки рекламы, введенная Роскомнадзором, уникальна т.к. в отличие от вышеуказанных объектов прослеживаемости она затрагивает не товар, а услугу. 

Для маркировки рекламы характерно, что, в отличие от других систем прослеживаемости, которые разрабатывались годами, она была введена очень быстро – в мае 2022 года в Госдуму был внесен законопроект о маркировке рекламы, а спустя три месяца, с 1 сентября 2022 года, заработал Единый реестр интернет-рекламы. С этой даты предприниматели, в т.ч. ювелиры, при размещении рекламы в интернете должны сначала зарегистрировать рекламу у аккредитованного оператора, а затем специальным образом ее маркировать. Причем штрафы за нарушение этого порядка установлены немаленькие – от 100 до 500 тысяч рублей на организацию и от 4 до 15 тысяч на ИП.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Закон о маркировке рекламы фактически застал всех врасплох. На практике оказалось, что к новому закону оказались не готовы ни участники рынка, ни регулятор. Переходных положений закон не предусматривал, аккредитованные регулятором операторы на рынке отсутствовали, регистрировать рекламу не у кого и непонятно, как. Формально в первый день осени вся интернет-реклама в России оказалась вне закона. 

Понимая всю абсурдность ситуации, Роскомнадзор и ФАС постарались успокоить рынок, устно пообещали участникам рекламного рынка, что до весны 2023 года проверять маркировку рекламы и штрафовать за несоблюдение не станут. Впрочем, фиксировать на бумаге чиновники свое обещание не решились. Между тем срок давности для привлечения к ответственности за нарушения закона о рекламе составляет один год. На вопросы участников рынка, будет ли ФАС летом 2023 года штрафовать участников рынка, чиновники советуют осваивать новую систему и не допускать нарушений.

Операторов рекламных данных, с которыми предстоит взаимодействовать предпринимателям, Роскомнадзор утвердил в октябре 2022 года – спустя месяц после вступления закона в силу. На момент написания статьи таких операторов в реестре Роскомнадзора было семь, в т.ч. «Яндекс», «ВКонтакте», МТС, «Вымпелком» («Билайн»), Сбер (ООО ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ), «Озон» и «ОРД-А» (AmberData).

Что изменилось с 1 сентября 2022 года

Закон вводит с 1 сентября 2022 года две новые обязанности в отношении рекламы, распространяемой в интернете (новая статья 18.1 Закона «О рекламе»).

Во-первых, интернет-реклама должна содержать слово «реклама», указание на рекламодателя (конечного заказчика рекламы). Также рекламное объявление должно содержать в себе уникальный цифробуквенный код, аналогичный УИН для ювелирных изделий. Код имеет примерно такой вид: 2VtzqvQfYkY, и должен быть доступен для отображения и копирования потребителем (в меню рекламного объявления, в гиперссылке, а для видеорекламы – в конце ролика). 

Во-вторых, перед размещением рекламы нужно зарегистрировать в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) рекламный материал (баннер, текст) и договор на размещение рекламы. Сделать это можно самостоятельно на сайте одного из аккредитованных операторов рекламных данных (перечень операторов здесь: https://rkn.gov.ru/register-ord/register/) или поручив такую регистрацию стороннему рекламному агентству по договору. 

По окончании месяца, в котором была размещена реклама, нужно в течение 30 дней загрузить в реестр акты (отчеты) о размещении рекламы. Сделать это можно также самостоятельно или через рекламное агентство.

Обязанность передавать данные в реестр интернет-рекламы предусмотрена для всех участников цепочки договоров о размещении рекламы (рекламодатель, рекламные посредники (агентства) и рекламораспространители). При этом рекламодатель вправе делегировать свои обязанности по передаче данных в реестр посредникам-агентам.

Отслеживать свои договоры на размещение рекламы и все свои рекламные материалы можно на портале единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) https://erir.grfc.ru. Причем на этом сайте можно только просматривать информацию, передавать информацию в реестр нельзя. Вся информация передается через личные кабинеты аккредитованных операторов рекламных данных (ОРД). 

Представляется, что прослеживаемость рекламы позволит достичь нескольких целей. Антимонопольной службе маркировка поможет быстро идентифицировать и привлекать к ответственности виновных лиц, распространяющих рекламу с нарушением закона по жалобам граждан. Сейчас для того, чтобы определить, кто именно и по чьему заказу разместил ту или иную рекламу, требуется порой несколько месяцев. Незаконную рекламу будет проще заблокировать, т.к. для определения ее незаконности помимо иных критериев будет служить отсутствие маркировки само по себе и отсутствие упоминания о ней в ЕРИР.

Налоговая служба будет иметь прямой доступ к реестру рекламы. Эксперты рынка уже высказывают опасения, что материалы ЕРИР будут источником информации при проведении налоговых проверок для определения фактического несения расходов, обоснованности и реальности оказанных услуг. 

Недобросовестным рекламодателям прослеживаемость рекламы затруднит анонимное размещение рекламы, распространяемой через крупные рекламные системы.

Первые отчеты за рекламу в сентябре уже загружаются операторами рекламных систем в ЕРИР. Эффект от нового контроля двигателя торговли будет понятен только спустя год-два, но продолжающийся тренд на прослеживаемость услуг уже дает основания полагать, что этот способ контроля оборота товаров и услуг будет распространятся на все новые сферы бизнеса, порой в самых неожиданных отраслях.



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Петр Слизкий

Cоветник по правовым вопросам, АНО ДПО «УРАЛЬСКИЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЦЕНТР» г. Екатеринбург




ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА