ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Синтетические бриллианты: почему они не конкуренты натуральным

Автор: Ларион Кантор
Категория: Геммология

Технологический прогресс старается поставить производство искусственных бриллиантов на поток. Об это говорит прогнозируемый экспертами планомерный рост объема лабораторных камней. Сможет ли это пошатнуть рынок натуральных бриллиантов?

Рынок лабораторных камней: тенденции развития

Если еще несколько лет назад синтетические алмазы были скорее диковинкой, практически не уступающей по цене натуральным, сегодня объем производства составляет 2% от общего объема рынка. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году этот процент может вырасти в 5 раз.

При этом цена на лабораторно выращенные бриллианты постоянно снижается. По данным консалтинговой фирмы Bain & Company, если в 2017 году розничная цена синтетического алмаза весом 1 карат цвета G и VS-класса составила 65% от цены натурального камня с теми же характеристиками, то к 2021 она опустилась уже до 30%.

Это происходит, в первую очередь, из-за развития технологий производства лабораторных камней. Предельный размер алмазов, выращенных в лаборатории, постоянно растет. В 2015 году Международный геммологический институт (IGI) сертифицировал самый большой на тот момент бесцветный бриллиант весом пять карат. Он был выращен по технологии НРНТ менее чем за 300 часов. А на сегодняшний день самым большим синтетическим бриллиантом считается камень весом 16,41 карата.

Сейчас количество производимых камней весом больше одного карата определяется прежде всего потребностями рынка, в то время как среди натурального сырья камни больших размеров становятся настоящей редкостью. Поэтому зависимость цены от каратности камня среди природных и синтетических алмазов различна. И чем сильнее дорожают крупные природные бриллианты, тем значительнее становится разрыв с лабораторными камнями той же каратности.

Однако это не повод переживать, что синтетические бриллианты начнут вытеснять с рынка натуральные.

Инвестиционные бриллианты – прерогатива натуральных камней

Одна из ниш, которая недоступна для искусственных камней, – это инвестиционные бриллианты, спрос на которые постоянно растет.

Связано это с выраженным дефицитом на рынке природных бриллиантов. Несмотря на то, что добыча камней восстановилась после пандемии, когда производство было сковано ограничениями, сегодня спрос на крупные камни инвестиционного качества по-прежнему превышает предложение. Происходит это в первую очередь из-за истощения природных ресурсов. Многие месторождения уже сегодня прекращают свое существование. Так, в 2020 году закрылся австралийский рудник Аргайл – одно из самых крупных и высокопроизводительных алмазодобывающих предприятий. Эксперты прогнозируют, что к 2035 году добыча алмазов в мире сократится вдвое, а Россия может полностью исчерпать свои алмазные ресурсы в течение ближайших 25 лет, если текущие санкции не отразятся на темпе добычи сырья.

Все это сказывается на цене бриллиантов. И хотя она может падать на какое-то время под влиянием внешних обстоятельств (например, сейчас стоимость незначительно снижается), общая тенденция стоимости натуральных бриллиантов стремится к уверенному росту. В 2021 году цена бриллиантов выросла на 30%, в начале 2022 года – на 15%. 

Натуральные vs лабораторные

Сейчас можно наблюдать, как производители натуральных и искусственных алмазов ведут настоящую борьбу за аудиторию. Компании, специализирующиеся на синтетических камнях, делают упор на экологичность и этичность таких драгоценностей. Они утверждают, что их товар не продуцирует выбросы углекислого газа и разрушение мест обитания диких животных, а также гарантированно является бесконфликтной продукцией. Производители же натуральных алмазов строят свои рекламные кампании на том, что обеспечивают рабочие места местному населению и участвуют в благотворительных программах по защите окружающей среды.

Однако на сегодняшний день натуральные и синтетические алмазы образуют два совершенно разных рынка, аудитории которых не пересекаются.

Объем продаж лабораторных камней происходит по большей части не за счет переманивания клиентов, а за счет привлечения новых покупателей, для которых раньше драгоценности были недоступным товаром.

При равноценной красоте клиенты у бриллиантов с природным и лабораторным происхождением разные. Покупатели натуральных кристаллов ценят уникальность и редкость. Для них бриллианты – это предмет роскоши и возможность инвестиционных вложений. Бриллианты становятся фамильными драгоценностями, их бережно передают из поколения в поколение.

Для покупателей искусственных бриллиантов на первое место выходит доступность и экологичность кристаллов. При этом наибольший процент поклонников синтетических камней составляют молодые люди до 35 лет. Поколение миллениалов не готово тратить большие деньги на украшения. Они не видят ценности в натуральных экземплярах и с большей охотой покупают изделия с лабораторными бриллиантами, которые по своим характеристикам и внешнему виду не уступают природным собратьям.

Как избежать подлога

Несмотря на то, что синтетические камни пока не смогут вытеснить с рынка природные, с развитием технологий все острее стоит тема мошенничества, связанного с продажей лабораторных камней под видом натуральных. 

Для защиты покупателей совет директоров Всемирной ювелирной конфедерации (CIBJO) издал в 2021 году документ, регулирующий обращение с выращенными в лабораторных условиях бриллиантами для рассмотрения должностными лицами и членами аффилированных национальных ассоциаций, а также представителями коммерческих организаций-членов.

Среди прочего в рамках этого документа утвердили 3 термина:

● синтетический бриллиант;
● лабораторно выращенный бриллиант;
● бриллиант, созданный в лаборатории.

Эти термины должны использовать компании, производящие синтетические бриллианты, а также дилеры и продавцы. Слова «синтетический» обязательно должно идти перед словом «бриллиант» без употребления между ними других слов.

На российском рынке нет пока документов, которые бы регламентировали маркировку синтетических бриллиантов. Поэтому полагаться стоит только на сертификаты крупных геммологических лабораторий, таких как GIA. И хотя по российскому законодательству синтетические бриллианты не подлежат обязательной сертификации, так как не являются драгоценными камнями, покупать любые камни без сертификата не стоит.



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Ларион Кантор

Глава компании Larion Kantor (Израиль), специалист по драгоценным камням и ювелирным украшениям.



Телефон: +972 53-963-6278
E-mail: larion@kantor.jewelry
Сайт: Перейти

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА