ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Финмониторинг: Пять основных нарушений по ПОД/ФТ, допускаемых ювелирами
Пандемия коронавируса принесла ювелирам не только трудности, но и послабления: так, межрегиональные управления Федеральной пробирной палаты не производили в отношении отрасли надзорных мероприятий. Проверки ювелиров в части ПОД/ФТ, с которыми мы столкнулись в последнее время, были инициированы только прокуратурой и не носили какой-то массовый характер. Однако такая ситуация долго не будет продолжаться, ведь коронавирус когда-нибудь уже не будет представлять столько угроз, как сейчас, жизнь вернется в прежнее русло, а вместе с этим вернутся в привычный ритм и проверки в части ПОД/ФТ. Хотя мы даже вполне себе допускаем, что возобновленные проверки могут носить более массовый характер, а поэтому лучше к ним подготовиться заранее. Наша профессиональная деятельность в качестве консультантов и юристов в ювелирной отрасли позволила нам выявить ряд типичных и наиболее массовых нарушений, которые допускают ювелиры в своей работе. Нам даже удалось составить что-то вроде рейтинга основных нарушений по ПОД/ФТ, которым сегодня мы и хотели бы поделиться с нашими читателями.
1. Отсутствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ у ювелиров, их несоответствие требованиям действующего законодательства по ПОД/ФТ, нарушение установленного срока актуализации правил внутреннего контроля в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон №115-ФЗ, и иные нормативные акты в сфере ПОД/ФТ.
Львиную долю всех нарушений, которые выявляют проверяющие в ходе проведения надзорных мероприятий, составляет именно указанное нарушение. Его безоговорочно можно поместить на первое место нашего рейтинга.
Удивительно, но среди ювелиров постоянно попадаются такие, которые слышат о правилах внутреннего контроля впервые, только получив запрос надзорного органа на их представление на проверку. В основном это ювелиры, которые совсем недавно решили заняться деятельностью в отрасли, но пока еще не ориентируются в нормативных требованиях по ПОД/ФТ.
Те из ювелиров, у кого ПВК по ПОД/ФТ в наличии, зачастую сдают на проверку документы, содержащие как ошибки, неточности и недостатки, так и положения, основанные на неактуальном законодательстве. Это обстоятельство связано с тем, что ювелиры уделяют недостаточно внимания обязанности по разработке правил внутреннего контроля, используют шаблоны этого документа либо обращаются за подготовкой правил к непрофессионалам.
Весьма распространенной является ситуация, когда ювелир загружает правила внутреннего контроля в свой личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, при этом никакой обратной связи от проверяющих по этому факту нет: это воодушевляет ювелира и дает ему основание считать, что его документ полностью верный. Однако известно, что загрузка правил внутреннего контроля в личный кабинет фиксирует только их наличие, но достоверно не свидетельствует о том, что правила вычитывались или проверялись надзорными органами. Загрузка правил на сайт Финмониторинга не гарантирует того, что при настоящей и полноценной проверке ПВК они будут одобрены проверяющими.
Основной массив замечаний представители надзорных органов делают программе идентификации, программе выявлений операций, программе оценки рисков, иным разделам ПВК.
Обратим внимание наших читателей, что в 2020 году уже было достаточное количество оснований для корректировки правил внутреннего контроля. Поэтому ПВК, утвержденные еще в 2019 году, уже точно не пройдут проверок пробирного надзора.
2. Нарушение требований, связанных с подготовкой и обучением кадров в целях ПОД/ФТ.
Обучение – весьма слабое звено в системе ПОД/ФТ многих ювелиров, и оно занимает второе место в рейтинге основных нарушений НФО.
Если с обязанностью регулярно проходить внешнее обучение по ПОД/ФТ в учебных центрах ювелиры более или менее справляются, то с такими формами обучения, как вводный и дополнительный инструктаж по ПОД/ФТ, все обстоит гораздо печальнее. Ювелиры забывают провести инструктажи вновь принятым на работу сотрудникам и невнимательно следят за обновлением нормативной базы и вступлением в силу нормативных актов в сфере ПОД/ФТ, по которым проводятся дополнительные инструктажи. Забывают ювелиры и документально фиксировать факты проведения инструктажей.
Не такая уж и редкость, когда ювелиром нарушаются сроки прохождения целевого инструктажа, в особенности специальным должностным лицом по ПОД/ФТ. Напомним, что обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, должно пройти до его назначения на должность.
Здесь же, не выделяя в отдельную категорию, отметим нарушение ювелиров, связанное с несоответствием специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ.
3. Непредставление либо представление в Росфинмониторинг неполных и недостоверных сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ, нарушение сроков и порядка представления сведений.
Сдача отчетности в Росфинмониторинг – важнейшая обязанность ювелиров, однако с ней справляются далеко не все из них. Количество допускаемых нарушений при выполнении этой обязанности весьма значительно, а в нашем рейтинге ошибок и нарушений у ювелиров мы ставим его на третье место.
В силу специфики деятельности ювелиры нечасто сталкиваются с отчетами о случаях замораживания (блокирования) имущества и денег клиентов, приостановления операций и случаях отказов. А вот с отчетами по операциям обязательного контроля и отчетами о результатах проверок клиентов ювелиры сталкиваются в своей работе постоянно, однако допускают в них ряд типовых ошибок как из-за обычной невнимательности при составлении формализованных электронных сообщений, так и из-за недостаточного знания ими Приказа Росфинмониторинга от 27.08.2015 №261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений…».
Зачастую ошибаются ювелиры в нумерации сообщений, в подсчете суммы операций, в видах операций (с имуществом или денежными средствами), распределении ролей участников операций, реквизитах документов-оснований.
Много ошибок допускают ювелиры в указании количества клиентов при формировании ФЭС о результатах проверки клиентов. Так, например, среди клиентов ювелиров не было лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, однако ювелиры зачем то заполняют отличными от нуля значениями поле ФЭС «общее количество клиентов – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подлежавшие применению в соответствии с Федеральным законом за проверяемый период».
4. Четвертое место в списке нарушений можно смело отдать работе ювелиров с внутренними сообщениями. Проверочные мероприятия со стороны надзорных органов нередко демонстрируют достаточно распространенное нарушение у ювелиров: отсутствие составленных внутренних сообщений по информации, направляемой в Росфинмониторинг, либо их формальное составление без учета установленных требований.
Напомним, что организации и предприниматели, направляющие в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения о подозрительных операциях и об операциях обязательного контроля, обязаны документально фиксировать направляемую информацию, в т.ч. путем составления внутренних сообщений.
Порядок документального фиксирования информации, входящий в состав ПВК по ПОД/ФТ, должен предусматривать составление сотрудниками субъектов 115-ФЗ, выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения – документа, содержащего установленные Постановлением Правительства от 30.06.2012 №667 сведения об операции.
Для внутренних сообщений, составленным по операциям обязательного контроля, действуют следующие несложные правила:
– на каждое сданное в Росфинмониторинг ФЭС в организации должно быть составлено внутреннее сообщение;
– количество внутренних сообщений не должно быть меньше количества ФЭС об операциях обязательного контроля.
Огромную роль внутреннее сообщение играет в работе по выявлению подозрительных операций, т.к. именно в нем ювелиры должны фиксировать свои мотивированные обоснования о признании операции подозрительной и направлении сведений о ней в Росфинмониторинг.
К сожалению, зачастую обоснование такого решения ювелирами во внутренних сообщениях подробно не фиксируется, а мотивы, которыми они руководствовались при признании операции подозрительной, не раскрываются, что говорит о формальном подходе к работе с подозрительными сделками.
Внутреннее сообщение – это внутренний документ организации или предпринимателя, отправлять его в Росфинмониторинг или надзорные органы в инициативном порядке не нужно, однако этот документ часто запрашивается на проверке надзорными органами.
Отсутствие внутренних сообщений и формальное отношение к ним почти всегда говорит о нарушениях в работе организации и предпринимателя, а в отдельных случаях может свидетельствовать о возможных рисках вовлечения субъекта 115-ФЗ в отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
5. Нарушения при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также оценке степени (уровня) риска клиентов.
Замыкает наш сегодняшний рейтинг именно это нарушение, которое мы ставим на пятое место.
Несмотря на то, что у многих ювелиров есть все возможности проводить полную и корректную идентификацию, эта обязанность зачастую выполняется ими с многочисленными нарушениями.
Так, забывают ювелиры устанавливать информацию о бенефициарах клиентов, формально без каких-либо обоснований относят клиентов к различным уровням риска. Хромают у ювелиров процедуры обновления идентификационных сведений, а также проверки паспортов на действительность.
Не всегда в анкетах клиентов ювелирами фиксируются сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения.
А некоторые ювелиры вообще не составляют никаких анкет по ПОД/ФТ: так, например, отдельные продавцы ювелирных изделий в рознице не утруждают себя истребованием паспортов клиентов – физлиц и заполнением анкетных данных, а поставщики ювелирных изделий ограничиваются только составлением на юрлиц своих внутренних анкет контрагентов, которые, напомним, не имеют никакого отношения к реальным процедурам идентификации клиентов.
Безусловно, в деятельности ювелиров встречаются и многие другие нарушения, которые также можно выделить в отдельные группы и категории, – о них мы обязательно расскажем нашим читателям в следующих статьях.
В заключение, впрочем, отметим, что иногда нам кажется, что за последние несколько лет ювелиры уже многому научились (в т.ч. за счет публикаций в нашем журнале и проходимых у автора настоящей статьи курсов по финмониторингу) и все реже повторяют ошибки, которые носили массовый характер ранее. Поэтому мы надеемся, что когда-нибудь настанет время, когда выявление в деятельности ювелиров нарушений будет считаться исключением из правил и не будет являться целой темой, подлежащей освещению на страницах настоящего журнала.
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).
Телефон: +7(903)686-31-87
E-mail: scorcher2002@mail.ru
Сайт: Перейти
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА