ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Формирование успешной команды для работы на маркетплейсе
Маркетплейсы – относительно новая сфера работы, и большая часть поставщиков маркетплейсов из ювелирной категории все еще не имеет отдельных сотрудников в этом направлении, даже если оно уже приносит достаточную для этого выручку. В этой короткой, но точной статье разберемся, какие сотрудники и на каком этапе развития проекта могут понадобиться компании для усиления продаж.
Я разделяю деятельность сотрудников на несколько типов – напрямую влияющих на выручку по магазину на маркетплейсе и влияющих косвенно. Именно по этому принципу будет формироваться функционал сотрудника и его мотивация. Ниже перечислю название специалиста и тот функционал, которым мы наделяем этого человека в своей команде.
1. Аккаунт-менеджер, он же менеджер по маркетплейсам. По своей сути это технический специалист по работе в личном кабинете маркетплейсов. Функционал связан с формированием поставок на склад маркетплейса или отгрузкой со своего склада, созданием и изменением карточек товаров, написанием ответов на отзывы и вопросы, отслеживанием остатков на складе.
Аккаунт-менеджеров может быть несколько в компании, так как их можно разделять либо по разным маркетплейсам, либо по брендам, либо по типу деятельности. Например, один менеджер отвечает только за работу на маркетплейсе WILDBERRIES, другой – за OZON и другие. Или один менеджер отвечает за один из брендов, но на всех маркетплейсах, а другой – за второй бренд. В моем видении менеджер влияет на сумму заказов или продаж косвенно, просто выполняя свои задачи, например, отгрузив товар на склад маркетплейса в рамках плана поставок, оперативно создав карточки товаров для новинок. В свою очередь, именно руководитель направления дает рекомендации по поставкам, отгрузкам, новинкам и участию в акциях, но об этом мы поговорим позднее.
Ценный конечный продукт должности – своевременная подсортировка и создание карточек товаров с минимальной упущенной прибылью.
2. Маркетолог по работе на маркетплейсах. Функции, которые выполняет маркетолог, – важнейшие для работы на маркетплейсе, и в то же время самые недооцененные. Прошло то волшебное время, когда можно было просто отгрузить товар (напомню, это функция аккаунт-менеджера) и товар «сам пошел», теперь необходимо проработать маркетинговую стратегию и следить за ее выполнением. Маркетолог занимается контролем внешних и внутренних каналов продвижения, занимается созданием и отслеживанием результативности рекламных кампаний. Кроме того, именно маркетолог занимается координацией работы создателя контента и копирайтера.
Ценный конечный продукт должности – достижение целевых показателей по охвату, кликам и стоимости клика, при этом опять же не влияет на выручку напрямую, так как качество товара или то, в каком виде товар приходит конечному клиенту, может не зависеть от маркетолога. Основная задача маркетолога – обеспечить бренд достаточным трафиком по приемлемой цене.
3. Создатель контента – смысловик. Данный сотрудник в команде отвечает за создание контента для каждой карточки товара. Контент включает в себя фотографии, дизайн, смыслы, соответственно, необходимо организовывать регулярные фотосессии и работать с дизайнером, обеспечивая аккаунт-менеджера и маркетолога достаточным количеством визуала. Создатель контента – это первый человек, который может работать неполный рабочий день, при этом я советую брать сотрудника в команду, а не фрилансера. Ценный конечный продукт должности – наличие в каждой карточке товара продуманного и качественного контента.
4. SEO-копирайтер – следующий член команды, чья зона ответственности лежит в создании описаний, названий карточек товаров на основании собранного ядра ключевых слов, а также написании статей для внешних ресурсов. Точно так же, как и создатель контента, данный сотрудник может не работать полный рабочий день, при этом желательно включать его в команду, чтобы он был в курсе ближайших новинок и ощущал энергию бренда. Ценный конечный продукт должности – прописанные и подгруженные описания и названия у всех карточек товаров в магазине, а также написание целевого количества статей для внешнего размещения.
5. Руководитель проекта. Как у любого оркестра, у направления маркетплейсов должен быть ответственный, от качества управления которого будет зависеть результативность проекта. Именно руководитель устанавливает скидки для участия в акции, просчитывая их финансовую выгоду, находит способы увеличения продаж, утверждает список новинок, работает с ассортиментом. В этом случае именно руководитель является сотрудником, напрямую влияющим на выручку по проекту и именно у руководителя заработная плата зависит от суммы продаж. Ценный конечный продукт должности – увеличение выручки магазина на маркетплейсах месяц от месяца с сохранением целевой маржинальности.
Обращаю внимание, в зависимости от размера компании и объема продаж количество сотрудников может быть разным и допускается совмещение должностей в рамках одного человека. Часть сотрудников может работать полный рабочий день, другая часть – несколько часов в день. Кроме того, допустимо использование сотрудников из вашего действующего коллектива, например финансового директора, товароведа и других.
Уверена, что для вас было полезно узнать мое видение структуры команды для работы на маркетплейсе. Если у вас будут дополнения, буду рада, если вы мне напишете в любую социальную сеть.
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Сооснователь онлайн-школы по выходу на маркетплейсы и увеличению продаж MPOWR, руководитель онлайн-направления брендов Diamare и «ДиАрт».
Телеграм и YouTube канал @lisavetaonline
Телефон: +7(925)041-59-01
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА