ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

О новых формах отчетности в Росфинмониторинг для ювелиров

Автор: Павел Смыслов
Категория: Финмониторинг

В декабре 2021 года в личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора драгоценных металлов и драгоценных камней были размещены принципиально новые формы формализованных электронных сообщений (ФЭС), используемых для сдачи отчетности в финансовую разведку: ФЭС версии 1.2. Многие организации и предприниматели уже успели ими воспользоваться при отправке отчетности по обязательному контролю, о проверке клиентов, а также о других событиях, являющихся основанием для передачи сведений в Росфинмониторинг. В нашей сегодняшней статье мы хотели бы рассказать читателям о новых формах ФЭС.

Когда и как были размещены новые ФЭС в личном кабинете

В октябре 2021 года Росфинмониторинг своим ведомственным приказом №219 от 07.10.2021 г. утвердил новое описание форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению».

Этот приказ пришел на смену приказу Росфинмониторинга от 27 августа 2015 г. №261, который ранее регулировал описание форматов формализованных электронных сообщений и рекомендации по их заполнению и который просуществовал на протяжении более шести лет.

Утверждение нового нормативного акта означало, что организации и предприниматели ювелирного сектора и сектора ДМ и ДК должны были в скором времени начать направлять отчеты в Росфинмониторинг по новым формам ФЭС 1.2: ведь новые формы должны были быть размещены в личных кабинетах организаций и предпринимателей после вступления в силу приказа Росфинмониторинга от 07.10.2019 г. №219 (вступил в силу 15 ноября 2021 г.). Однако формы отчетности версии 1.2 были размещены в личных кабинетах с небольшим опозданием, а именно 1 декабря 2021 года, т.е. спустя две недели с даты вступления в силу Приказа Росфинмониторинга от 07.10.2021 г. №219.

Сразу же после появления в личных кабинетах новых форм Росфинмониторинг уведомил пользователей о необходимости подготовки и направления отчетов с 1 декабря 2021 года с помощью новых ФЭС. В случае возникновения затруднений ведомство порекомендовало обращаться через электронную форму заявки в Техническую поддержку Росфинмониторинга. А Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (г. Москва, www.smyslovy.ru), в котором преподает автор настоящей статьи, организовал практический вебинар с трансляцией на всю Россию для организаций и предпринимателей ювелирного сектора по заполнению новой отчетности, на котором были разобраны различные примеры и вопросы составления ФЭС, в т.ч. по обязательному контролю и о проверке клиентов (запись этого обучения актуальна до сих пор и имеется у автора статьи).

О некоторых новеллах в ФЭС 1.2

Пользователи, которые уже заполняли отчетность в Росфинмониторинг по новым формам, могли заметить, что процесс заполнения отчетности стал менее трудоемким, чем это было ранее. Это стало следствием оптимизации нагрузки на организации и предпринимателей за счет сокращения состава информации, передаваемой в Росфинмониторинг, и изменений требований обязательности отдельных показателей.

Впрочем, в ФЭС появились и новые показатели. Так, например, появились такие необязательные для заполнения показатели (необязательный показатель – показатель, который может отсутствовать), как уникальный номер реестровой записи в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) (заполнение такого показателя сделает необязательным указание полного адреса в ФЭС), электронный кошелек, банковская карта, IP-адрес и MAC-адрес сетевого оборудования и другие.

Были принципиально изменены правила присвоения обязательного показателя «Идентификатор записи в ФЭС». Напомним, что в составе этого показателя среди прочего указывается порядковый номер информации, представляемой организацией или предпринимателем (8 символов) с начала календарного года. В соответствии с новыми правилами теперь указывается сквозной номер по порядку по всем видам ФЭС (ранее для каждого вида ФЭС присваивалась своя самостоятельная нумерация).

Много вопросов среди ювелиров вызвало заполнение таких показателей, как «Номер счета в банке», «БИК», «Наименование банка», которые были перенесены из раздела сведений об участниках операции в раздел сведений об операции. Ювелиры недоумевали, чьи банковские реквизиты указывать в ФЭС: свои или клиента. Между тем при формировании ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю, о подозрительных операциях, а также о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом в показателях «Номер счета в банке», «БИК», «Наименование банка» указываются сведения о банковском счете клиента – участника операции (сделки) в обслуживающей его кредитной организации (филиале кредитной организации), используемом при проведении операции.

Многочисленные новые показатели были внедрены в состав отчета о проверке клиентов ФЭС 3-ФМ. Однако наибольшее количество вопросов среди ювелиров, особенно занимающихся розничной торговлей ювелирными изделиями, вызвали такие показатели в отчете о проверке клиентов, как:

– общее количество клиентов – организаций, физических лиц;

– общее количество клиентов – организаций, физических лиц, в отношении которых проведена проверка.

Отметим, что при формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Общее количество клиентов – организаций, физических лиц, в отношении которых проведена проверка» учитываются все клиенты – организации и физические лица, в отношении которых проведена идентификация в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ. При этом в показателе «Общее количество клиентов – организаций, физических лиц» учитываются все клиенты, находившиеся на обслуживании, независимо от проведения их идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ, за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

Таким образом, количество клиентов в вышеуказанных показателях в составе ФЭС 3-ФМ может и не совпадать, т.к. для ювелирного сектора предусмотрены пороговые значения сумм покупок ювелирных изделий, до которых не проводится идентификация клиентов – физических лиц (40 000 / 200 000 рублей в зависимости от способа оплаты клиентом).

Среди прочих ФЭС было дано описание долгожданного состава и формата информационной части ФЭС о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным предпринимателем) было принято решение об отказе от проведения операций, сведения о которой представлены в Росфинмониторинг. Напомним, что с 2021 года таким основанием для отказа клиенту является случай, когда в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации или предпринимателя возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Приказом Росфинмониторинга №219 от 07.10.2021 г. были внесены и иные многочисленные изменения в состав ФЭС.

Удобны ли новые ФЭС?

В целом, несмотря на появление в ФЭС новых полей для ввода информации, общий принцип заполнения форм остался без изменений и пользователи, ранее заполнявшие сообщения, смогут без труда перейти на ФЭС 1.2.

Однако предстоит привыкнуть к новой навигации по заполнению ФЭС: вкладки «Служебная часть», «Сведения об организации, передающей сведения» и другие теперь расположены в самом верху сообщения. Впрочем, эта навигация в итоге оказалась более удобной и понятной, чем та, которая была в личном кабинете ранее.

Можем с уверенностью отметить, что новые ФЭС стали намного проще по сравнению с предыдущими, что, конечно, позволит организациям и предпринимателям допускать меньше ошибок при их заполнении, а также значительно сэкономить время на составление сообщений.

Однако, при всей кажущейся простоте новых ФЭС, при их заполнении мы настоятельно рекомендуем читателям пользоваться Приказом Росфинмониторинга от 07.10.2021 г. №219, а также сделанной на его основе системой подсказок по заполнению сообщений, внедренной в личном кабинете на сайте уполномоченного органа (знак вопроса в круге справа от полей для ввода информации).



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Павел Смыслов

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).



Телефон: +7(903)686-31-87
E-mail: scorcher2002@mail.ru
Сайт: Перейти

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА