ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Обязанности ювелиров в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения

Автор: Павел Смыслов
Категория: Финмониторинг

23 июля 2018 г. вступили в силу масштабные изменения Федерального закона №115-ФЗ (далее — №115-ФЗ), касающиеся противодействия ювелирами финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ). Теперь ювелиры обязаны выполнять ряд значимых обязанностей, об основных из которых мы сегодня расскажем.

1. C 23 июля 2018 г. ювелиры обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 7.5 №115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ.

Для исполнения указанной обязанности ювелиры обязаны проверять своих клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. В случае выявления таких лиц со стороны ювелиров потребуется принятие мер замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества и подача сведений об этом в Росфинмониторинг.

На момент написания настоящей статьи указанный перечень в личных кабинетах ювелиров на сайте Росфинмониторинга опубликован еще не был, но это будет обязательно сделано в обозримом будущем. 

В связи с тем, что результаты проверок клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, должны документально фиксироваться, мы рекомендуем ювелирам доработать свои анкеты клиентов по ПОД/ФТ, включив в них соответствующие графы для фиксирования указанной информации.

2. С 23 июля 2018 г. все ювелиры обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Правительством РФ.

Эта новая обязанность ювелиров схожа с их давней обязанностью проверять клиентов на причастность к экстремисткой деятельности или терроризму и информировать о результатах такой проверки не реже 1 раза в 3 месяца Росфинмониторинг.
Формально, первую такую проверку ювелиры должны будут сделать до 23 октября 2018 г. Но напомним, что на момент написания настоящей статьи перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения, в личных кабинетах ювелиров на сайте Росфинмониторинга еще не опубликован. Надеемся, что к 23 октября такой перечень появится и ювелиры смогут выполнить возложенную на них обязанность.

Пока неизвестно, будут ли включаться результаты проверок клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения в состав какого-то отдельного нового отчета либо же в состав уже существующего ФЭС, в который входят результаты проверок клиентов на причастность к экстремистской деятельности или терроризму.

3. Ювелиры с 23 июля 2018 г. обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Ювелиры обязаны незамедлительно представлять информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 №115-ФЗ, ювелиры осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
Однако напомним нашим читателям, что на практике ювелиры практически не сталкиваются с приостановлением операций.

4. Ювелиры обязаны теперь направлять в Росфинмониторинг и отчет о новой операции, подлежащей обязательному контролю. Согласно изменениям в №115-ФЗ, вступившим в силу 23 июля 2018 г., подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Простыми словами, если, например, ювелир обнаружит среди своих клиентов лицо, причастное к распространению оружия массового уничтожения, или лицо, связанное с ним, любая операция такого клиента вне зависимости от суммы ее совершения будет подлежать обязательному контролю.

5. Не обошли стороной изменения и обязанность ювелиров обновлять свои правила внутреннего контроля. В срок до 23 августа 2018 г. все ювелиры были обязаны существенно переработать этот основной внутренний документ, изменив в нем:
- программу по замораживанию (блокированию) денежных средств, иного имущества;
- программу по приостановлению операций;
- программу идентификации;
- порядок направления информации в Росфинмониторинг;
- анкеты клиентов;
- перечень операций, подлежащих обязательному контролю;
- иные разделы в зависимости от текста конкретных ПВК,
прописав новые порядки и положения, связанные с противодействием распространению оружия массового уничтожения.

Отметим, что сами правила внутреннего контроля теперь именуются по-иному: ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (добавлена сокращенная аббревиатура ФРОМУ от финансирования распространения оружия массового уничтожения). Поэтому по всему тексту правил необходимо отразить и это изменение. Однако тут важно не переусердствовать. Так, например, антиотмывочное законодательство, как и ранее, именуется: «законодательство в сфере ПОД/ФТ».

Правила внутреннего контроля необходимо было загрузить в свои личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга. Если наши читатели еще не обновили свои ПВК и не загрузили их в личный кабинет, рекомендуем сделать это как можно скорее, ведь наличие загруженных правил внутреннего контроля влияет на риск-оценки, выставление которых в личном кабинете возобновил Росфинмониторинг с конца августа.

Напомним, что эти оценки демонстрируют уровень законопослушности ювелиров в вопросах ПОД/ФТ/ФРОМУ. Так, низкий уровень риска свидетельствует об отличной организации работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации или у предпринимателя. Средний уровень риска свидетельствует о наличии некоторых недостатков в работе. Высокий уровень риска говорит о том, что ювелир практически ничего не предпринимает для организации работы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Законопослушность и уровень оценок учитывается инспекциями пробирного надзора при планировании проверочных мероприятий в отношении ювелиров.

Безусловно, последние антиотмывочные новеллы, о которых написано выше, можно считать одними из самых масштабных за последние годы, с которыми столкнулись ювелиры. Однако будем надеяться, что читатели журнала благодаря нашей публикации смогут сориентироваться в них и без сложностей внедрить в свою повседневную работу.

Уже в момент подготовки настоящего журнала в печать, стало известно, что 13.09.2018 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 г. №1081 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым были внесены многочисленные изменения в нормативные акты по ПОД/ФТ. Изменения среди прочего затронули и требования к разработке правил внутреннего контроля (Постановление Правительства №667 от 30.06.2012 г.), на основании которых ювелиры разрабатывают свои внутренние документы, поэтому организации и предприниматели должны учесть эти изменения и еще раз обновить свои ПВК осенью 2018 г.
 



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Павел Смыслов

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).



Телефон: +7(903)686-31-87
E-mail: scorcher2002@mail.ru
Сайт: Перейти

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА