ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Оптимальное распределение товаров по магазинам

Автор: Константин Жигульский
Категория: Продажи

Распределение товарных запасов между магазинами торговой сети должно быть ориентировано на повышение эффективности запасов. Эффективность имеет две тесно связанные составляющие: повышение объема продаж за счет обеспечения наличия нужного ассортимента и минимизация вложений в товарные запасы. Правильный процесс закупки и распределения товаров между торговыми точками может дать увеличение продаж на 15–20% в месяц.

В этой статье мы рассмотрим основные принципы распределения товаров между торговыми точками, ориентированные на оптимизацию объема запасов и повышение продаж. При распределении товаров необходимо максимально учитывать особенности каждой торговой точки: эффективную площадь выкладки товара, сезонность, особенности спроса по разным товарным группам.

Площадь выкладки необходимо учитывать и не отправлять на магазин больше артикулов товара, чем может быть выложено на витринах. В противном случае будут возникать ситуации искажения статистики продаж по товарам за счет отсутствия на витринах. Здесь важно обращать внимание на то, что ограничение по вместимости применяется именно к количеству различных артикулов, а не к количеству остатков товара — хорошо продаваемые товары могут и должны иметь запас на один артикул (различные размеры или повторения).

Сезонность спроса необходимо учитывать для магазинов, находящихся в разных географических областях: европейская часть, Юг, Дальний Восток. Если все магазины сети расположены в одной территориальной области, то можно использовать единую сезонность для всех магазинов.

Соотношение спроса и остатков по различным товарным группам необходимо рассматривать совместно с делением товаров по ценовым сегментам. Мы рекомендуем применять сквозные ценовые сегменты с изменяемым шагом дискретности, сквозные для всех товарных групп. Ценовые сегменты должны определяться по розничным ценам с учетом средних фактических скидок. Пример выделения групп по ценовым диапазонам (в рублях):


Товарные группы должны максимально учитывать потребительские свойства товара. Мы рекомендуем выделять товарные группы по следующим разрезам:

Распределение товара должно строиться таким образом, чтобы максимально выравнивать разницу в оборачиваемости межу торговыми точками. Рассмотрим этот тезис на примере. Предположим, что нам необходимо провести процесс распределения определенного артикула, который относится к некой товарной группе и ценовому сегменту. Пример мы рассмотрим для сети из семи торговых точек. При этом распределяемого товара на складе будет меньше, чем количество магазинов.

Для определения приоритетных торговых точек необходимо проанализировать оборачиваемость по всей товарной группе и ценовому сегменту, к которым относится рассматриваемый артикул. Пусть результаты анализа за 3 месяца показали нам следующую картину:


Обозначения:

Далее для определения приоритетов торговых точек проведем упорядочивание по оборачиваемости:


Распределение артикула необходимо проводить с учетом прогноза спроса на период, соответствующий количеству дней между поставками аналогичного товара. Обычно этот период соответствует периодичности размещения заказов поставщикам по группе товара. Также при распределении обязательно нужно учитывать наличие артикула на остатках торговых точек. Результат распределения приведен в таблице ниже:


Обозначения:

В результатах распределения необходимо обратить внимание на два момента:

Помимо основных принципов распределения, основанных на выборе торговых точек по оборачиваемости, необходимо также учитывать следующие дополнительные правила:

Зачастую возникают ситуации, когда в одной торговой точке товара постоянно не хватает, но при этом нужный товар лежит в нескольких других точках. Эту проблему можно решить периодической ротацией товара между торговыми точками.

Глобальное перемещение товара между торговыми точками нужно делать несколько раз в году: перед новогодним сезоном, сразу после него и после сезона 8 Марта. Принципы перемещения товара должны быть едиными с принципами периодической отгрузки товара в торговые точки.

Выстроенный системный подход в части распределения и ротации товара на практике дает существенное сокращение вложений в запасы, снижение объема неликвидов и рост продаж.



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Константин Жигульский

Кандидат технических наук.
Управление Товарными Запасами «Stocks Manager PRO»
Автоматизация маркетинга «BestConnect CRM»



E-mail: k@100k-pro.ru
Сайт: Перейти

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА