Почему эксперты-геммологи не любят камни или Мифы о геммологических лабораториях

Почему эксперты-геммологи не любят камни или Мифы о геммологических лабораториях

Ювелиры часто пользуются услугами геммологических лабораторий, принося туда свои камни и затем продавая их с заключениями лабораторий. За рубежом такой порядок сложился давно, а в России долгое время была распространенной идея, что заключения лабораторий на камни не нужны, потому что на изделии есть ярлычок. Но в последние годы стало понятно, что серьезные камни без заключений не покупают, и поэтому поток камней в российские лаборатории существенно вырос.  В статье мы поговорим о довольно распространенной ситуации, когда ожидания клиентов лаборатории расходятся с реальностью, или, иными словами, когда ювелир вдруг видит, что в заключении его камень продиагностирован или оценен не так, как он ожидал. Разница в диагностике часто встречается для цветных камней, в то время как разница в оценке обычно встречается для бриллиантов.

Геммологические лаборатории обычно работают за закрытыми дверями, то есть клиенты внутрь лаборатории не допускаются. А на выходе они получают экспертное заключение на камень, который им дорог и ценен, который уже, возможно, они продали клиенту, о котором они чаще всего хотят услышать только хорошее. Но существует целый ряд случаев, когда ожидание не оправдывается, и тогда у ювелиров возникает разочарование. Очень часто они думают, что виноват в этом не камень и его свойства, а виновата лаборатория и конкретный геммолог, который посмотрел и нашел что-то в этом камне. При этом очень многие ювелиры не имеют геммологической квалификации, то есть сами не могут понять, есть ли в камне то, за что он получил такую оценку. Это значит, что в одной руке они держат камень, в другой – заключение лаборатории, но что в камне нашли эксперты, сами проверить не могут. Если такие случаи встречаются день за днем, то на рынке начинают возникать мифы: «Ни в коем случае не надо ходить в геммологическую лабораторию, потому что они там камни не любят, они не любят клиентов, они находят то, чего в камнях нет, и абсолютно безбожно занижают характеристики».

Пожалуй, самая злободневная тема, вокруг которой возникает большинство споров, – это оценка бриллиантов, то есть случаи, когда на один камень одни лаборатории ставят характеристики выше, другие ставят ниже.

В России бриллианты оценивают как по российским стандартам, так и по международной системе. Некоторые называют ее GIA-системой, хотя GIA – это один из институтов, который использует  международную систему оценки. Когда эта система разрабатывалась, то сразу было понятно, что группу цвета, чистоты и качества огранки  бриллианта присваивает  квалифицированный эксперт, то есть степень субъективизма при определении цвета и чистоты присутствует. Это заложено в самой системе, в ее сути. Если система такова, то нет ничего удивительного, если мы на один и тот же камень получаем два разных заключения и там стоят разные группы цвета, особенно если это смежные группы цвета. Одна лаборатория поставила F, другая поставила G по цвету камня, или то же самое по чистоте, когда одна лаборатория поставила SI1, другая лаборатория поставила SI2. Это совершенно нормально, потому что лаборатории имеют разную жесткость, а объективности нет, потому что сама оценка предполагает субъективность. С этим как-то надо жить, хотя мы прекрасно понимаем, что если на один и тот же камень группа цвета стала не G, а F, то тогда на этот камень рыночная стоимость увеличилась в среднем на 12%, и наоборот, если вы принесли в лабораторию камень, думая, что он SI1, а ему поставили SI2, то при этом рыночная стоимость в среднем в зависимости от размера на 11–12% сразу упала. То есть мнение лаборатории влияет на рыночную стоимость камня.

У лабораторий, которые профессионально и независимо делают оценку, есть полное понимание этой ответственности. Это означает, что все камни, прежде чем лаборатория присвоила им группу цвета или чистоты, прошли определенную процедуру оценки. С одной стороны, в лаборатории понимают, откуда возникает субъективизм, а с другой стороны, внутри лаборатории выстраивается внутренний регламент, чтобы в итоге получать определенную оценку цвета, определенную оценку чистоты.  

Нужно разделять случаи, когда две лаборатории независимо поставили близкие характеристики на один камень, и случаи, когда характеристики сильно расходятся. Если мы видим, что характеристики смежные, это означает, что обе лаборатории, скорее всего, придерживаются примерно одной и той же системы, не склонны ни завышать, ни занижать. Но иногда можно получить на один камень экспертное заключение, где сильно расходятся характеристики разных геммологических лабораторий. На рынке есть недобросовестные лаборатории, которые за деньги могут сильно завышать характеристики. Вы можете прочитать об этом подробно в аналитической статье опубликованной ранее в журнале «Экспо-Ювелир». В ней описано, как был проведен эксперимент, когда дилеры принесли один и тот же камень в разные лаборатории и получили семь документов, где характеристики существенно различались. То есть мы четко видим, что существуют лаборатории заведомо более жесткие, и существуют лаборатории заведомо мягкие.  

В данной статье мы хотим поделиться опытом нашей лаборатории, то есть лаборатории Гемцентра МГУ. Нам приносят много камней, которые уже имеют сертификаты других лабораторий, то есть мы видим и понимаем жесткость оценки всех этих лабораторий. Но у нас есть правило – какой бы документ ни сопровождал камень, мы его оцениваем по принципу, как будто на него никаких документов не было. У нас не принято в лаборатории использовать чужие оценки для того, чтобы получать свои.  Хотя, конечно, если есть сертификат другой лаборатории или на рундисте есть лазерная надпись, то геммолог, проводящий оценку, может зайти на сайт, открыть  копию сертификата и увидеть те характеристики, которые поставила другая лаборатория. У нас есть свои внутренние процедуры и регламенты, по которым мы производим экспертизу, ставим группу цвета или чистоты, то есть получаем свое собственное мнение лаборатории. Если два эксперта сошлись в оценке цвета, то тогда этот цвет мы ставим в экспертное заключение, а если не сошлись, то мы приглашаем третьего, четвертого и в некоторых случаях создаем комиссию, чтобы коллегиально выставить группу цвета или группу чистоты. Итоговая характеристика появляется у нас в экспертном заключении. Далее мы можем взять документы других лабораторий, которые делали экспертизу этого камня, и провести сравнение.

К нашему сожалению и сожалению рынка, мы иногда видим, что оценки разошлись. Почему это возникает? У разных лабораторий могут быть разные источники света для определения цвета, у всех могут быть разные эталоны, немножко разные микроскопы, немножко разные увеличения и так далее. Когда выявляется различие в оценках, мы не склонны изменять свою оценку потому, что другая лаборатория поставила другие характеристики. Хотя существуют пограничные случаи, когда мы видим, что цвет может иметь и такую группу, и смежную. И вот в этот момент, если мы видим, что уже существует мнение другой лаборатории на одну из этих градаций, тогда мы можем учесть мнение другой лаборатории. Есть камни, пограничные по цвету, могут быть пограничные по чистоте, пограничные по параметрам огранки.

Конечно же, у нас есть определенное понимание, почему на российском рынке есть достаточно большой процент бриллиантов, которые привезли из-за рубежа, их там сертифицировали, и по ним мы не сходимся по характеристикам. Почему так происходит?

Представьте, что вам понадобился, например, 3-каратный D\IF, вы ювелир, вы приезжаете в другую страну, приходите на биржу и просматриваете, например, сорок камней, из которых хотите приобрести один. Все сорок камней имеют характеристики D IF и вы выбираете по скидке от Rapаport тот камень, который имеет самую большую скидку, условно, вы хотите купить этот камень со скидкой не 30%, а 40% от Rapаport. И вот из этих сорока камней вы выбираете один, который имеет самую большую скидку, вы его приобретаете, вы его привозите в Россию, и очень часто именно его мы видим в лаборатории. Выясняется, что эта большая скидка от Rapаport ему была присвоена совсем не просто так. Она была ему присвоена потому, что дилеры увидели, что оценка этого камня довольно спорная. При сортировке и оценке камней есть такой термин – «заброс». Это известный геммологам случай, когда эксперт при сортировке не кладет камень в правильную позицию, а присваивает ему какую-то смежную градацию, может быть, на одну выше или ниже. Какой-то процент этого заброса всегда есть. Даже если посмотреть государственный стандарт РФ на сортировку алмазного сырья, там допускается заброс. Если сортировщик положил алмаз в соседнюю ячейку, присвоил ему другую характеристику и такого заброса менее чем 5%, то сортировка считается правильной. Государственный контролер приходит, проверяет качество сортировки алмазов, видит этот заброс, соглашается с качеством сортировки и подписывает акт госконтроля. Таким образом работает применение субъективной системы к реальной сортировке алмазов или к реальной оценке бриллиантов. Именно такие пограничные камни и получают смежные оценки в разных лабораториях, и именно такие камни попадают на развивающиеся рынки типа нашего российского, если покупатель сам не в состоянии увидеть эти нюансы оценки, но соблазняется более выгодной ценой.  

То, что мы рассказали об оценке бриллиантов, – не единственная подобная проблема. Есть такое же непонимание рынком, как определяется цвет цветных камней, страна их происхождения и некоторые другие моменты. И в результате репорты лабораторий, вместо того чтобы служить инструментом продаж, становятся причиной разногласий. Мы понимаем, что лаборатории работают по собственным регламентам, а не по единому стандарту. И в связи с этим всячески приветствуем усилия ISO (International Organization for Standardization) по созданию единого стандарта по оценке бриллиантов по международной системе. Если читателям интересна обсуждаемая проблематика, мы можем продолжить подготовку и публикацию статей на эту тему.

Рейтинг: 95 / 56

Поделиться статьей:


Опубликовано в ЭКСПО-ЮВЕЛИР
Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(117) май - сентябрь 2020
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Геммология:


Diamond Foundry планируют убрать натуральные алмазы с рынка. Насколько это реально: оценка эксперта
2 сентября 2023 г. Геммология
Diamond Foundry планируют убрать натуральные алмазы с рынка. Насколько это реально: оценка эксперта

В начале апреля журнал Forbes опубликовал статью о лабораторных алмазах компании Diamond Foundry, в которой сооснователь и генеральный директор Мартин Рошайзен амбициозно утверждает: «Мы планируем заместить всю природную добычу алмазов в течение пяти …

Ларион Кантор


Черная Шпинель, Канчанабури
27 августа 2023 г. Геммология
Черная Шпинель, Канчанабури

Природная черная шпинель – достаточно редкий уникальный камень. Я хотел бы рассказать о ценности и редкости черной шпинели, так как сейчас очень большое количество ее подделок. Черная шпинель крупных размеров …

Дмитрий Данилов

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.