ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Практическая работа ювелира с внутренними сообщениями при выявлении подозрительных операций
Проводимый нами аудит исполнения организациями и предпринимателями ювелирного сектора положений 115 Федерального закона и иных норм в сфере ПОД/ФТ, а также проверочные мероприятия со стороны надзорных органов нередко демонстрируют достаточно распространенное нарушение у ювелиров: отсутствие составленных внутренних сообщений по информации, направляемой в Росфинмониторинг, либо их формальное составление без учета установленных требований.
Напомним, что ювелиры, направляя в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС) о подозрительных операциях и об операциях обязательного контроля, обязаны документально фиксировать направляемую информацию, в т.ч. путем составления внутренних сообщений.
Так, порядок документального фиксирования информации, входящий в состав ПВК по ПОД/ФТ, должен предусматривать составление ювелиром, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения – документа, содержащего сведения об операции, установленные Постановление Правительства от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
По итогам рассмотрения составленного внутреннего сообщения руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченным им лицом может быть принято, к примеру, одно из следующих решений:
– о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 или 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
– о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
– о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
– о представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операциях в Росфинмониторинг.
О решении (с мотивированным обоснованием) руководителя либо уполномоченного им лица во внутреннем сообщении делается соответствующая запись (отметка). Сообщение об операции подписывается руководителем либо уполномоченным им лицом.
Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией и предпринимателем самостоятельно и отражаются в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Обычно форма внутреннего сообщения имеет табличный вид и включается в состав ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в качестве одного из приложений.
Категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам): |
........................................................................... |
---|---|
Содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения: |
|
Сведения о лице, иностранной структуре без образования юридического лица, проводящих операцию (сделку): |
|
Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная: |
|
Сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке): |
|
Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке): |
|
Дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке): |
|
Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование: |
|
Запись (отметка) о решении руководителя либо уполномоченного им лица, принятом в отношении внутреннего сообщения в соответствии с пунктом 24 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667, и его мотивированное обоснование: |
|
Запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков: |
|
Форма внутреннего сообщения
Для внутренних сообщений, составленных по операциям обязательного контроля, действуют следующие несложные правила:
– на каждое сданное ФЭС в Росфинмониторинг у ювелира должно быть составлено внутреннее сообщение;
– количество внутренних сообщений не должно быть меньше количества ФЭС об операциях обязательного контроля.
Но важнейшую роль внутреннее сообщение играет в работе по выявлению подозрительных операций, т.к. именно в нем ювелиры фиксируют свои мотивированные обоснования о признании операции подозрительной и направлении сведений о ней в Росфинмониторинг.
В декабре 2020 года Росфинмониторинг и Федеральная пробирная палата в дополнение к хорошо уже известным ювелирам критериям подозрительных операций, установленным приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, выпустили методические рекомендации по выявлению операций (сделок), которые могут осуществляться в ювелирном секторе в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и представлению сведений о них.
Согласно этим рекомендациям дополнительными критериями ювелиров при оценке операций могут являться следующие:
Операционные критерии:
– Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.
– Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.
– Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.
– Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.
– Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местонахождением.
Критерии, связанные с клиентом и его поведением:
– Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).
– Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.
– Лицо приобретает или продает большое количество изделий в отсутствие должного понимания характеристик товара.
– Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).
– Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.
– Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения / происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.
– Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.
При выявлении соответствия операции одному или нескольким критериям необычной операции ювелиры должны незамедлительно составить внутреннее сообщение, провести проверку клиента и его операции и принять мотивированное решение в отношении операции, включая решение о направлении или ненаправлении информации в Росфинмониторинг.
Однако, к сожалению, зачастую ювелиры внутреннее сообщение по таким операциям либо не составляют вообще, либо если и составляют, то очень формально. Выражается это в том, что ювелиры во внутренних сообщениях подробно не фиксируют обоснование своего решения, а также не раскрывают мотивы, которыми они руководствовались при признании операции подозрительной.
Бывает и так, что ювелир, усмотрев в операции клиента вышеуказанный критерий либо критерий выявления или признак необычной сделки, установленный приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. №103, торопится тут же сообщить об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для автоматического признания сделки необычной.
Осуществляя проверку операции клиента, ювелиры могут запросить у клиента пояснения в отношении операции, организовать с ним встречу, запросить документы для проверки, изучить источники происхождения средств или имущества клиента, провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия, закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт, предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в результате чего у организации или предпринимателя не осталось сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято решение о признании операции обоснованной и не вызывающей подозрения.
И наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции, уклонился от контактов и пояснений, ювелиром может быть принято решение о признании выявленной необычной операции подозрительной операцией, осуществление которой может быть направлено на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной операции в Росфинмониторинг. Мотивируя свое решение во внутреннем сообщении, ювелиры должны перечислить мероприятия, проведенные в рамках изучения операции, перечислить полученные документы и информацию, привести свои доводы в отношении операции и т.п.
Внутреннее сообщение – это внутренний документ организации или предпринимателя, отправлять его в Росфинмониторинг или надзорные органы в инициативном порядке не нужно, однако этот документ часто запрашивается на проверке надзорными органами.
Отсутствие внутренних сообщений и формальное отношение к ним почти всегда говорит о нарушениях в работе ювелира, а в отдельных случаях может свидетельствовать о возможных рисках его вовлечения в отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).
Телефон: +7(903)686-31-87
E-mail: scorcher2002@mail.ru
Сайт: Перейти
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА