ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Предотвращение потерь во время акций и распродаж в ювелирной рознице

Автор: Игорь Чумарин
Категория: Безопасность

В прошлом номере журнала «Экспо-Ювелир» (3/118 Сентябрь-Ноябрь 2020) опубликован материал об основных правилах подготовки и проведения маркетинговых акций. Я в своей статье разверну внимание читателей со светлой на «темную» сторону маркетинга – возможные злоупотребления, которые способны свести на нет и зарыть результат любой акции в песок.

Риски продаж во время акций и других форм маркетинговой инициативы связаны с двумя моментами: с тонкостями ценообразования, присущими акциям, и с наплывом большого количества покупателей, желающих приобрести товары с наибольшей выгодой для себя. Первый момент относится к предотвращению потерь, второй больше тяготеет к безопасности.

Предотвращение злоупотреблений

Маркетинговые активности в ювелирных магазинах проводятся с разными целями – «слить» неликвиды, пополнить клиентскую базу, «прогреть» лояльность, повысить продажи, привлечь внимание к новым коллекциям или услугам, распродать сезонные остатки и т.д. С точки зрения рисков потерь важны не цели и задачи, а формы и условия продаж, которые при этом продвигаются, ведь вариантов может быть очень много:

Акция легко может не достичь экономических целей, если продавцы будут раздавать купоны своим знакомым, кассиры будут выкупать на себя вторые и третьи изделия для последующей перепродажи, сотрудники будут звать в магазин своих престарелых родственников для получения максимальной скидки и все будут обмениваться между собой скретч-картами. Тут вместо взлета продаж и усиления лояльности покупателей легко получить убытки.

При всем многообразии видов маркетинговой активности невозможно рассмотреть все разнообразие манипуляций, которое доступно продавцам персонально или в сговоре с клиентами. Поэтому настоятельно советую для начала соблюсти основные принципы предотвращения потерь в таких случаях (список ниже), затем по итогам экспертизы и изучения механики конкретной акции определить риски, присущие только этому виду акции. После разработайте детальные рекомендации по нейтрализации этих рисков и отразите их в регламенте по акции.

Обычно этим занимается служба безопасности ювелирной компании или ее риск-менеджмент. Если таких подразделений у вас нет, поручите вопрос операционным руководителям либо эксперту по предотвращению потерь на аутсорсинге.

Основные рекомендации предотвращения потерь при проведении акций:

Базовые меры предотвращения потерь дополнятся частными решениями, которые необходимо разработать после изучения механики планируемой формы маркетинговой активности.

«Хитрые» инвентаризации

Обратите внимание на требование последнего пункта из списка. Как вы уже догадались, подобные нарушения связаны с известной хитростью сотрудников магазинов, которая в моей интерпретации звучит так – «фиксируй недостачу в яме, а излишек на холме».

В переводе на язык обывателя это означает, что фиксировать недостачу изделий, которые похищены или «потерялись» ранее, нужно по низким ценам как раз во время акций и распродаж. В стоимостном выражении размер недостачи, а значит ущерб по материальной ответственности, будет меньше. И напротив, если по каким-то товарам есть излишки, хитрецы могут фиксировать их после переоценки в большую сторону. Разумеется, это работает только в том случае, если результаты инвентаризаций вы определяете в розничных ценах, а не в закупочных. Впрочем, если закупочные цены поставщиков в вашей системе отношений с ними тоже меняются, уловки работают и здесь.

Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ в рамках материальной ответственности работник обязан возместить работодателю прямой действительный ущерб. На практике это чаще всего означает оценку ущерба по затратам на приобретение товаров и ценностей, то есть по закупочной стоимости. Тем не менее, стремясь усилить предотвращенческий эффект от наличия системы материальной ответственности (смотри мою статью «Абсолют материальной ответственности работников ювелирных магазинов» в «Экспо-Ювелир» №1(112) Февраль-Май 2019), некоторые ритейлеры во внутренних отношениях с работниками устанавливают правило возмещения ущерба по розничным ценам. В целом это понятно и ненаказуемо, ведь в суде, если вы до него дойдете, размер претензий все равно вернется к цене закупа.

В то же время внутреннее правило оценки ущерба по розничным ценам как раз и ведет к манипуляциям, указанным выше. В этой ситуации сотрудникам выгодно не фиксировать, а скрывать недостачу изделий, украденных ими или посетителями, чтобы затем самим выкупать отсутствующие изделия, попавшие в ценовую «яму» во время распродаж. В некоторых магазинах для этого под эгидой директора магазина даже создаются денежные «фонды».

Для минимизации возможностей «продажи» отсутствующих изделий уместно отметить одну из обязательных настроек безопасности кассовой программы – запрет ручного ввода номера штрих-кода или иного идентификатора (маркировки) товара при продаже. То есть продажа или условное акционное «дарение» изделий на кассе должны проходить только путем сканирования (аппаратного считывания) соответствующего кода на ярлыке. И тогда, чтобы выкупить украденное вместе с бирками изделие, нужно восстановить штрих-код, например, распечатав его из системы учета. Но если вы хитрее своих подчиненных, возможности повторной печати таких данных в магазине не будет.

Безопасность

Если к распродаже хорошо сработает реклама, вы вправе ожидать увеличения трафика посетителей.

Люди будут толпиться между шкафов, нервировать охрану, доводить продавцов до белого каления, некоторые придут для того, чтобы пытаться вскрыть витрины и выкрасть ценности.

В таких условиях директору ювелирного магазина стоит позаботиться о дополнительных мерах безопасности:

Все эти мероприятия должны найти свое место в содержании распоряжения о проведении акции и быть исполнены при высоком уровне ответственности.



АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:

Игорь Чумарин

Эксперт по безопасности и предотвращению потерь в ювелирной торговле. Среди клиентов АДАМАС, 585, SOKOLOV. Вебинары по безопасности на сайте securityskills.online. Задать вопрос эксперту можно на сайте poteri.net



Телефон: +7(911)926-69-96
E-mail: chumarin@poteri.net
Сайт: Перейти

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА