Поговорим о новом ГОСТе на бриллианты
Появление в Сети нового стандарта «БРИЛЛИАНТЫ. Классификация. Требования к аттестации» вызвало бурную и неоднозначную реакцию со стороны профессионального ювелирного сообщества. Предыдущий ГОСТ Р 52913—2008, которым были вынуждены пользоваться российские ювелиры, представлял собой наследие СССР и был чрезвычайно далек как от современных реалий бриллиантового рынка, так и от того, чтобы быть удобным и понятным конечному потребителю ювелирной продукции. Новый ГОСТ, по-видимому, должен исправить все недостатки предыдущего стандарта. Документ находится в статусе «для публичного обсуждения», что, вероятно, означает возможность профессиональному сообществу внести свои коррективы в новый ГОСТ.
Оставим за рамками обсуждения вопрос, почему России вообще нужен свой собственный стандарт на бриллианты, когда давно существуют и доступны признанные международным сообществом методики оценки GIA, стандарт ISO TR 11211 1995-12-15 или книги CIBJO. Обсуждать «нужность принятия своего стандарта» в данном случае бесполезно, поскольку он будет принят в любом случае. Поэтому попробуем проанализировать новый документ по содержащимся в нем положениям.
Прежде всего, следует отметить положительные моменты. Новый стандарт основан на международных методиках 4С GIA для оценки характеристик бесцветных и цветных бриллиантов. 4С – это устоявшийся международный стандарт, разработанный директором GIA Ричардом Лиддикоатом в 1953 году. Название «4С» составлено из первых букв характеристик, которые используются в этой системе для экспертной оценки качества бриллианта: Color – цвет, Clarity – чистота, Cut – огранка или качество огранки и Carat weight – вес в каратах.
За прошедшие 60 с лишним лет 4С не претерпел изменений и был принят алмазно-бриллиантовой отраслью по всему миру. 4С относительно прост для понимания непрофессионалов, и в нем отсутствует двойственность обозначения характеристик, которой грешил предыдущий российский ГОСТ. Единственное, чего не хватает современной системе 4С, – это оценки флюоресценции бриллиантов в длинноволновом ультрафиолетовом диапазоне. Проект нового российского ГОСТа учел это требование рынка и ввел дополнительную характеристику камня – «флюоресценция», превратив базовый 4С в что-то подобное 4С1F.
Собственно, на перечисленном выше положительные моменты заканчиваются, поскольку многие пункты нового документа вызывают вопросы.
На первое место, наверное, следует поставить этический вопрос. Новый ГОСТ полностью основан на 4С GIA. Почему об этом нет никаких упоминаний в тексте – не совсем понятно. Очевидно, что это не собственная разработка Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а полностью заимствованная методика, фактически чужая интеллектуальная собственность. Из соображений элементарной этики следовало хотя бы кратко упомянуть истинного автора новой российской системы.
Сергей Деточка, эксперт-геммолог
Донской сертификационный центр
Dongemtest.Ru
Не меньшее удивление вызвало пристальное внимание нового стандарта к серому цвету бриллиантов (Grey). Этот оттенок алмаза обусловлен большим количеством тонкодисперсных включений графита. Да, сами по себе серые бриллианты встречаются в природе довольно редко. Их количество составляет не более 2% от всех остальных фантазийных алмазов. С другой стороны, это товар низкой ценовой категории, поэтому никто обычно не занимается подробной сортировкой таких камней. В некоторых случаях серые бриллианты оцениваются даже дешевле, чем черные.
Безусловно, модные тренды в обручально-помолвочных кольцах 2017–2019 годов привлекли внимание к серым бриллиантам, но вряд ли это означает, что этот низкокачественный, дешевый товар следует оценивать в особом порядке.
В проекте нового стандарта модифицированы традиционные обозначения цветов 4С GIA для бесцветных бриллиантов. К цветовым группам G-Z предлагается дописывать модификатор «gr» (от англ. Grey – «серый») – для серых и «br» (от англ. Brown – «коричневый») – для коричневых камней. Неизменными остаются обозначения только бесцветных бриллиантов с оттенками желтого.
Главный вопрос – кому и зачем может понадобиться информация о том, что вот этот конкретный бриллиант оттенка G-H-I-J имеет почти неразличимый, дополнительный коричневатый или сероватый цвет? Разговор о второстепенных цветовых оттенках и их обозначении не имеет смысла прежде всего потому, что цветовой шкалой «D-Z» мы оцениваем не насыщенность цвета, а наоборот, степень его отсутствия, то есть бесцветность бриллианта. Если у камня есть цвет – добро пожаловать в другую систему оценки: «4C GIA для цветных бриллиантов». Оценка каких-либо иных цветов, отличных от бесцветного, в цветовом пространстве «D-Z» – нонсенс!
Еще больший вопрос, зачем нужны особые фантазийные группы для серых бриллиантов, с присвоением модификаторов «фантазийный насыщенный серый» (англ. Fancy Intense Grey) и «фантазийный яркий серый» (англ. Fancy Vivid Grey). Известный в бриллиантовом бизнесе профессионал Эхуд Арье Ланиадо в своей статье «Grey diamonds» напрямую указывает, что в градационной системе GIA отсутствуют такие показатели Fancy Intense и Fancy Vivid для серых бриллиантов [1].
Недоумение вызывает созданная разработчиками стандарта своя собственная, двухбуквенная система обозначения цветов фантазийных бриллиантов. Нежелание авторов использовать английские слова в русском стандарте вполне понятно и обоснованно, и путаница между однобуквенным обозначением, например, розового и пурпурного, а также серого и зеленого цветов тоже понятна. Однако придуманная ими система выглядит непривычно и не всегда логично. Например, желтый цвет в одних случаях обозначается как «y», в других как «yl». В итоге получившаяся номенклатура вполне может ввести в ступор даже самого «бывалого» дилера. Например, «FCVlyl» вместо привычного «FVY» заставляет немного помедитировать и задуматься о смысле жизни.
Далее возникает закономерный вопрос: где будут находиться главные арбитражные образцы бриллиантов: в Карлсбаде или в Москве, и чей стандарт будет приоритетнее при ввозе бриллианта в Россию, Гохрановский или GIA? Если бы главным был GIA, это позволило бы избежать множества сложностей при таможенном оформлении. При наличии экспертного заключения и маркировки GIA на рундисте камня таможеннику достаточно было бы прочитать и сверить номер бриллианта. Очевидно, что это слишком простой сценарий, не требующий преодоления немыслимых сложностей и трудностей. Оттого с трудом верится, что наши решатся на такой логичный шаг.
Кроме всего прочего, проект нового стандарта предъявляет требования не только к бриллиантам, но и к людям, которые будут заниматься оценкой и классификацией. Выглядят эти требования, скажем так, неоднозначно. Например, в пункте 7.2 говорится:
«К выполнению испытаний и контроля, а также обработке их результатов допускаются лица (эксперты), освоившие положения настоящего стандарта, обученные безопасным приемам работы и прошедшие инструктаж по охране труда».
То есть, буквально, берем уборщицу тетю Машу, принудительно вчитываем ей содержание стандарта, она расписывается за инструктаж по охране труда, и у нас готовый эксперт по бриллиантам? Согласитесь, это требование выглядит весьма странно. Не нужны ни геммологические курсы, ни опыт, ничего не нужно. Главное, чтобы эксперт освоил содержание стандарта и был обучен безопасности труда. Каков смысл такого странного и спорного положения?
Отдельный вопрос, почему в документе об оценке камней вообще говорится о людях? Например, вот такой пассаж:
«3.1.15. Термины, связанные с методами определения (испытания, исследования, наблюдения, измерения).
3.1.15.1. Визуальный метод: органолептический метод, осуществляемый с помощью органов зрения, основанный на способности эксперта, имеющего нормальное зрение или зрение, скорректированное до нормального, различать разницу в характеристиках классификационных признаков и параметрах бриллиантов, сопоставлять и анализировать полученную информацию.
3.1.15.2. Изображение, видимое невооруженным глазом: изображение, видимое глазом человека с нормальным зрением или через очки (линзы), корректирующие плохое зрение до нормального».
Мы живем в эпоху «Технической революции 4.0» и искусственного интеллекта. Многие инженерные компании мира работают над программно-аппаратными комплексами, которые в ближайшее время смогут производить классификацию и оценку бриллиантов вообще без участия человека. Уже есть работающие прототипы от израильской Sarine и некоторых индийских компаний. Пункт 3.1.15 фактически запрещает использование автоматики в пользу человека. Это точно разумный выбор?
С точки зрения житейского здравого смысла, любые упоминания людей в каменном стандарте – избыточны. Пусть знаниями экспертов занимаются квалификационные или лицензионные комиссии, а оценкой камней – не одни только люди. Может, оставить бриллиантам каменные дела, а все людские проблемы и задачи решать каким-то другим документом?
Последний вопрос к оценке фантазийных черных камней, вернее, к оценке всех непрозрачных бриллиантов: куда можно отнести фантазийные черные и фантазийные молочно-белые экземпляры? Несмотря на то, что физически все эти камни относятся к бриллиантам, у них отсутствуют два важных показателя: цвет и чистота. Обе эти характеристики оценить невозможно ввиду непрозрачности подобного рода материала. Может быть, имеет смысл создать какой-то особый порядок оценки непрозрачных камней, без указания цвета и чистоты?
По мелочи можно было бы придраться к диапазону длинноволнового ультрафиолета 366 нм. Именно этот ультрафиолет создается газоразрядными лампами, которые вот-вот канут в Лету. На их место придут светодиодные излучатели с диапазоном 365 нм. Оттого в требованиях к оценочному оборудованию, может быть, имеет смысл прописать диапазон значений длин волн 365–366 нм?
Впрочем, все эти замечания имеют право на жизнь только в том случае, если целью авторов было свести вместе международный стандарт 4С и наш ГОСТ. По некоторым слухам, новый Российский стандарт не имеет такой цели. Есть информация, что старый и новый ГОСТ будут действовать в России одновременно, а от международного 4С в новый ГОСТ придут только названия характеристик чистоты и цвета. Эталоны будут несовместимы с GIA. В таком случае обсуждать что-то вряд ли имеет смысл. Зато у наших потребителей будет целых два ГОСТ, не бьющихся с международными стандартами оценки. Видимо, это зачем-то нужно.
Ссылки:
[1] «Gray diamonds» by Ehud Arye Laniado, 13 July 2016
https://www.ehudlaniado.com/home/index.php/news/entry/gray-diamonds
Поделиться статьей:
Красота и блеск бриллиантов завораживают. Нужно признаться, что любая женщина с радостью примет в подарок ювелирное изделие с этими драгоценными камнями. Большинство из нас представляет и знает бриллиант как прозрачный …
С каждым годом на мировом рынке увеличивается количество облагороженных драгоценных камней (сегодня их доля составляет около 70%), а природных, без какого-либо воздействия становится всё меньше. Это происходит потому, что открытые …
Оставить комментарий