Финансовое планирование – игра на вылет
В настоящее время в большинстве розничных сетей складывается ситуация, когда рост конечных цен для покупателей не достигает уровня прироста закупочных цен. Это приводит к постепенному снижению маржинальности продаваемого товара и, как следствие, к риску возникновения кассовых разрывов.
В текущих условиях особенно важно осуществлять грамотное финансовое планирование. Для этого необходимо составлять месячный бюджет движения денежных средств (далее БДДС) и вести недельный или дневной платежный календарь. Важность составления бюджета доходов и расходов (далее БДР) отходит на второй план, так как прибыль оказывается завышенной за счет продажи остатков, закупленных по более низкой цене, при этом вырученных денежных средств может даже не хватить на покупку новых аналогичных товаров. Дополнительное усложнение в процесс планирования привносят периоды ярко выраженных сезонных продаж.
Важную роль в составлении планового БДДС играет ведение взаиморасчетов с поставщиками в разрезе каждой поставки товара с учетом условий поставки (предоплата, отсрочка платежа, более сложные схемы). Если объем поставок в месяц небольшой, то эту работу вполне можно выполнять вручную в Excel, но при больших объемах необходима автоматизация процесса финансового планирования и отслеживания фактического исполнения бюджетов. На рынке существует ряд программных решений, которые мы используем в работе при решении обозначенных задач.
Раздел поступления денежных средств в БДДС опирается на план продаж. Подходить к планированию необходимо максимально тщательно и ответственно. Очень важно планировать таким образом, чтобы плановые показатели были достижимы. Зачастую при планировании составляется несколько сценариев планов и бюджетов: пессимистичный, реалистичный, оптимистичный. Для достижения финансовой устойчивости во всех сценариях не должно возникать кассовых разрывов либо на фоне положительного денежного потока за период кассовые разрывы должны быть обеспечены возможностью привлечения заемных денежных средств.
Планы необходимо составлять на период максимальной отсрочки платежей, то есть не менее чем на три месяца вперед. Процесс планирования включает в себя следующие обязательные шаги:
- Планирование продаж.
- Планирование остатков для обеспечения продаж с учетом нормативной оборачиваемости товара.
- Планирование поступления товара для обеспечения уровня товарных запасов.
- Планирование закупок с учетом сроков поставки/производства товаров.
- Планирование платежей по погашению кредиторской задолженности перед поставщиками товара.
- Планирование расходов на обеспечение основной деятельности.
- Планирование инвестиционных расходов.
Как видно из перечисленных выше шагов планирования, они охватывают все стороны работы компании. Таким образом, процесс планирования является комплексным, затрагивающим все подразделения.
Системный подход к планированию является залогом стабильности компании на рынке и дает дополнительные преимущества в нелегкой конкурентной борьбе.
Поделиться статьей:
В статье рассматривается задача выбора концепции, некоторые положительные и отрицательные аспекты ювелирного производства, приводятся основные примеры создания эксклюзивного дизайна, основанные на личном опыте автора. Украшения являются частью нашего повседневного образа, …
Розыгрыш ценных призов — отличная возможность для компании заявить о себе, повысить узнаваемость бренда и пополнить клиентскую базу. Мария Лосева, специалист по таргетированной рекламе в MediaNation, рассказала, как нам удалось …
Оставить комментарий