ЭКСПО-ЮВЕЛИР: ЮВЕЛИРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Зачем камню сертификат?
До 1995 года в нашей стране о сертификации драгоценных камней речь не шла. Сертификация была распространена в других странах, и, строго говоря, участники рынка называли «сертификатами» любые заключения на камни, выдаваемые геммологическими лабораториями. В социалистическое время закон ограничивал операции граждан с валютой, а драгоценные металлы и драгоценные камни тоже считались валютой, со времен ленинского декрета о национализации ценностей у населения.
В связи с переходом к рыночным отношениям потребовались правовые акты, разрешающие торговые операции. И в рамках этого перехода, в частности, было дано разрешение торговать в розницу драгоценными камнями без оправы. При этом сертификат соответствия на камень стал обязательной частью такой сделки.
По идее, этот шаг был сделан в направлении либерализации рынка. Но дальнейшие события показали, что спрос населения на неоправленные драгоценные камни как был невелик, так до сих пор и остается таким. Бенефициарами этой ситуации остаются ювелиры: они могут покупать камни по оптовым ценам, а добавленная стоимость возникает, когда после закрепки камень становится частью украшения. При этом правила торговли не обязывают сопровождать готовое ювелирное изделие при продаже документом на камень; достаточно бирки с информацией, где среди прочего есть информация о камнях. Учитывая, что в настоящее время на российском рынке количество продаж камней в ювелирных изделиях (десятки миллионов в год) существенно превышает количество продаж неоправленных драгоценных камней (десятки тысяч в год), напрашивается вывод, что неоправленные камни в России большим спросом не пользуются.
Начиная с 1980-х годов в нашей стране получила развитие геммология – область знаний о драгоценных камнях. Сама эта область была и раньше: в стране изучали минералы, синтезировали кристаллы, гранили бриллианты, и часть запасов государство хранило в драгоценных камнях. De Beers покупала алмазы у СССР, надо было их добывать, сортировать и оценивать. Но до 90-х годов камни практически не обращались на внутреннем рынке нашей страны, ювелиры использовали довольно малое количество камней, и самым распространенным камнем был синтетический рубин. И вот с началом рыночных отношений геммология получила новый толчок к развитию. Эта область находится на стыке науки и бизнеса, и на рынке существует устойчивый спрос на геммологические исследования и услуги.
Геммологические заключения на камни (нередко называемые «сертификатами»), получившие распространение на мировом рынке, с развитием рынка в России попали и к нам. Начиная с 90-х годов россияне начали видеть камни, которые раньше не видели, в частности, с появлением здесь мировых ювелирных брендов. Дорогие камни сопровождались документами как зарубежных, так и российских геммологических лабораторий. При этом зарубежные «сертификаты» явно вызывали больше доверия на общей постсоветской волне «всё заграничное лучше и качественнее». В это время в России получают известность такие лаборатории, как Высший алмазный совет Бельгии (HRD), Геммологический институт Америки (GIA), Гюбелин (Gubelin). И камни, сопровождаемые документами этих лабораторий, становились более ликвидными.
Параллельно с распространением экспертных заключений, выдача сертификатов соответствия на камни в России практически не развивалась. Хотя и государственные структуры, и вузы, и частные компании регистрировали системы сертификации, участники рынка не несли на сертификацию большое количество камней. Сертификация бриллиантов и изумрудов производилась главным образом на соответствие российским ТУ, а сертификат на рубин или сапфир вообще было трудно получить: у органов по сертификации в то время просто не было образцов (эталонов) этих камней по цвету.
Сейчас можно подытожить, почему именно сертификация не стала пользоваться спросом в России: спрос на неоправленные камни со стороны населения был и остается низким, а оправленные камни можно легально продавать без сертификатов. Ювелиры видели выгоду от продажи камней в составе ювелирных изделий, и за редким исключением не запускали отдельных программ продажи неоправленных камней населению. На цветные драгоценные камни сертификаты не выдавала практически ни одна российская лаборатория.
В отличие от сертификатов, рынок экспертных заключений активно развивался. При этом запрос на экспертное заключение – дело абсолютно добровольное. Участники рынка сами решают, к каким специалистам обратиться. Это зависит от авторитета той или иной лаборатории. Еще в 90-е годы Международная ассоциация алмазных бирж сформулировала рекомендации к геммологическим лабораториям: независимость, научный подход, следование принятым системам оценки и признание рынка. И ведущие лаборатории мира придерживаются этих правил.
Научный подход необходим потому, что рынок ставит перед геммологами всё новые задачи: в начале 2000-х это была диагностика бриллиантов, облагороженных под давлением (HTHP); в начале 2010-х годов – диагностика облагораживания цветных камней. Оказалось, что следы облагораживания часто не видны в микроскоп, и геммологам пришлось овладеть инструментальными методами исследования камней: российские геммологические лаборатории закупали дорогостоящее высокотехнологичное оборудование и создавали собственные методики диагностики. Сегодня это актуально в свете распространения на рынке, например, синтетических бриллиантов, производство которых вышло на новый уровень.
Какой смысл имеют геммологические заключения на рынке? Настоящий драгоценный камень и его подделка могут выглядеть одинаково, но отличить одно от другого визуально, даже при увеличении, сложно, часто невозможно. Поэтому покупка камня без документов несет риск для покупателя: а вдруг это не то, за что выдается. Даже если продавец утверждает, что это настоящий и дорогой камень, часто покупатели не готовы принимать такие утверждения на веру. И в этот момент заключение независимой лаборатории о подлинности камня становится важным фактором, который влияет на заключение сделки.
В свою очередь участник рынка, который планирует покупку камня с целью его дальнейшей перепродажи, также смотрит на документы. Информация из документа позволяет ему лучше понять камень: характеристики, его возможную стоимость и дальнейшую судьбу. Например, он понимает, что изумруды, заполненные маслом, более ликвидны, чем изумруды, заполненные эпоксидной смолой; а желтые бриллианты Fancy Intense Yellow более дорогие, чем Fancy Yellow. Поэтому сегодня при продаже камня иногда важнее видеть документ на камень, чем сам камень; порой возникают дискуссии о том, как в принципе правильнее покупать камень: по «сертификату» или по личному впечатлению. В любом случае участники рынка заказывают экспертизу добровольно и только на те камни, на которые они сами считают нужным, либо если на этом настаивает клиент.
В последние годы рынок драгоценных камней активно использует интернет, социальные сети, мессенджеры. В момент, когда камень предлагается на продажу, покупатель может физически находиться в другом месте и не увидеть его до покупки. Чтобы заинтересовать клиента, продавец присылает ему фото, видео и копию заключения лаборатории. Без экспертного заключения у такого рода сделки гораздо меньше шансов. Таким образом, мы видим, что заключения геммологических лабораторий играют на мировом рынке важную роль, сопровождая камень, доводя до покупателя важную информацию и повышая ликвидность данного камня.
Нужно отметить позитивную роль геммологических институтов для рынка в целом. Геммологическое образование получают не только геммологи, но и ювелиры, а в ряде случаев и конечные потребители. Возможность проверки камня в лаборатории, распространение геммологических заключений работает на доверие потребителей – самый важный актив нашей индустрии. Средства, вырученные от экспертиз, гемммологические институты и лаборатории инвестируют в новые исследования и новое оборудование. Все это влияет на рынок в положительном смысле. Таким образом, развитие рынка идет параллельно с развитием геммологии.
В индустрии работают международные и локальные лаборатории, брендовые и малоизвестные, у всех свои особенности. И ориентироваться в мире геммологических институтов и документов порой непросто. При этом нужно понимать, что при ежегодных объемах продаж ограненных камней в десятки и сотни миллионов карат лишь 1-2% из этих камней сопровождаются геммологическими заключениями. То есть камней без документов гораздо больше, чем тех, что прошли проверку в лаборатории. В России прослеживаемость драгоценных камней осуществляется через ГИИС ДМДК. Даже с учетом тренда к усилению госконтроля мы уверены в том, что спрос на независимые геммологические заключения будет только расти.
АВТОРЫ:
АВТОР ПУБЛИКАЦИИ:
Руководитель Геммологического центра МГУ, Президент Национальной геммологической ассоциации
E-mail: yuri@gem-center.ru
Сайт: Перейти
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА