Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю
Одна из важнейших обязанностей организаций и предпринимателей ювелирного сектора – сдача в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, установленных Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. Многим нашим читателям хорошо известны формы ФЭС 1-ФМ, используемые для подготовки и отправки информации о таких операциях в финансовую разведку нашей страны.
В конце 2020 – начале 2021 года в законодательстве по ПОД/ФТ произошел ряд изменений, которые ювелиры должны учесть в своей повседневной работе с операциями, подлежащими обязательному контролю.
Новые нюансы подготовки и удаления сообщений об операциях с ювелирными изделиями, драгоценными металлами и камнями, подлежащих обязательному контролю
20 ноября 2020 года вступили в силу изменения в Инструкцию о представлении в Росфинмониторинг, предусмотренную Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110. Указанные изменения среди прочего установили новую редакцию Справочника кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Теперь организации сектора драгоценных металлов и камней смогут более точно указывать в ФЭС 1-ФМ информацию о том, с каким видом драгоценного металла, сплава или соединения производится операция:
Код |
Наименование |
---|---|
A20 |
Серебро |
A30 |
Родий |
A33 |
Палладий |
A76 |
Платина |
A90 |
Золото |
B69 |
Ювелирные изделия |
B99 |
Драгоценные камни |
C10 |
Сплав, содержащий драгоценные металлы |
C20 |
Сырье, содержащее драгоценные металлы |
C30 |
Полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы |
C40 |
Промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы |
C50 |
Химические соединения, содержащие драгоценные металлы |
Кроме этого, справочник кодов видов документов, являющихся основанием/подтверждением совершения операции (сделки), пополнился такими распространенными в ювелирной отрасли документами, как договор комиссии, агентский договор, договор поставки, договор займа и иными. Напомним, что указанные документы ювелиры перечисляют среди прочих оснований совершения операций, информация по которым направляется в Росфинмониторинг.
Этим же нормативным актом был установлен и новый порядок удаления ранее отправленных в Росфинмониторинг сообщений, в т.ч. и по операциям, подлежащим обязательному контролю. Так, для удаления ранее представленного и принятого Росфинмониторингом ФЭС ювелиры будут должны представлять удаляемое ФЭС целиком, имеющее значение показателя «Вид сообщения» – «4 – удаление записи», с указанием в показателе «Дополнительные сведения» причин удаления ФЭС. При этом в показателях «Номер записи в ФЭС» и «Дата ФЭС» удаляемого сообщения указываются номер и дата первично представленного ФЭС, а в показателе «Дата исправления/замены записи/удаления записи» указывается дата представления удаляемого сообщения. Заметим, правда, что на момент подготовки настоящей статьи практических изменений в личном кабинете ювелиров на сайте Росфинмониторинга в указанной части не произошло и ювелиры для удаления ранее отправленных сообщений пока пользуются отдельным запросом на удаление сообщений.
Новые особенности направления операций в Росфинмониторинг
Федеральным законом от 13 июля 2020 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений в Росфинмониторинг разными субъектами Федерального закона №115-ФЗ, в т.ч. и ювелирного сектора. Указанные изменения вступили в силу 10 января 2021 года.
С указанной даты для организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий были установлены особенности представления сведений о совершаемых их клиентами в Росфинмониторинг операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Как и ранее, полный перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115.
Однако теперь ювелиры предоставляют в Росфинмониторинг сведения не обо всех установленных законом операциях, а только в отношении следующих операций, перечисленных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона №115 (в целях упрощения текста статьи мы позволили себе без потери смысла упростить содержание некоторых операций, подлежащих обязательному контролю):
– зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами лицами, принадлежащими к государствам, не выполняющим рекомендации ФАТФ, или через банки в таких государствах – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;
– скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;
– предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;
– операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией – на сумму, равную или выше 100 000 рублей;
– операции с денежными средствами или иным имуществом лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, а также подконтрольных им лиц – вне зависимости от суммы.
Информация об иных операциях, подлежащих обязательному контролю, перечисленных в статье 6 закона №115, но не закрепленных за организациями и предпринимателями ювелирного сектора и сектора драгметаллов и драгоценных камней, в Росфинмониторинг с 10.01.2021 г. более не направляется.
Поскольку среди отдельных представителей ювелирной отрасли в связи с вышеуказанными новеллами пошли неверные попытки их толкования, особо отметим, что вышеуказанные изменения никоим образом не поменяли обязанность ювелирного сектора отправлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или имуществом, совершаемые в рамках агентских договоров, договоров комиссии, подряда, поставки, купли-продажи ювелирных изделий, драгоценных камней и драгоценных металлов.
Можно с уверенностью сказать, что изменения в части мониторинга за операциями, подлежащими обязательному контролю, коснулись каждого представителя ювелирной отрасли. В связи с ними организации и предприниматели в срок по 08.02.2021 обязаны разработать новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, распечатать их на бумажном носителе и утвердить приказом руководителя или предпринимателя. Электронный образ правил рекомендуется загрузить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. С текстом ПВК должны быть ознакомлены сотрудники организаций и предпринимателей путем проведения им дополнительного инструктажа.
Поскольку в 2020 году представители отрасли практически не проверялись по вопросам исполнения ими процедур по ПОД/ФТ, нам представляется, что в 2021 году надзорные органы могут усилить контроль за ювелирами. Поэтому нашим читателям важно своевременно реагировать на происходящие в сфере финансового мониторинга изменения и учитывать их в своей повседневной работе.
Поделиться статьей:
В этом году в личных кабинетах ювелиров на сайте Росфинмониторинга появился новый сектор («лепесток ромашки») в индикаторе риска – «Направление СПО». Незнакомая многим ювелирам аббревиатура СПО расшифровывается как «Сообщения о подозрительных операциях». …
Ответственность организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора драгоценных металлов и камней за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) предусмотрена статьей …
Оставить комментарий