О некоторых особенностях разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ организаций и предпринимателей ювелирного сектора

О некоторых особенностях разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ организаций и предпринимателей ювелирного сектора

Как уже наверняка знают наши читатели, одной из обязанностей ювелирных организаций и предпринимателей является разработка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК в целях ПОД/ФТ). Правила внутреннего контроля ювелирного магазина, ювелирной организации или предпринимателя-ювелира – это внутренний локальный документ, разрабатываемый ими в целях исполнения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), регламентирующий практическую работу их сотрудников, исполняющих различные обязанности по финансовому мониторингу (такие, как, например, проверки клиентов, хранение документов, выявление операций, информация о которых передается в Росфинмониторинг, формирование отчетности и т.д.).

Ювелиры обязаны проводить постоянную практическую работу, направленную на:

– противодействие отмыванию преступных доходов (противодействие ОД);
– противодействие финансированию терроризма (противодействие ФТ);
– противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения (противодействие ФРОМУ).

Практический порядок выполнения обязанностей в рамках выполнения практической работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ ювелиры закрепляют в своих правилах внутреннего контроля.

ПВК – документ, наличие и содержание которого у организаций и предпринимателей ювелирного сектора повсеместно проверяется государственными надзорными органами: прокуратурой и Федеральной пробирной палатой.

По сути, каждая ювелирная организация и предприниматель, состоящие на учете в Пробирной палате, должна иметь разработанные ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В зависимости от вида деятельности организации или предпринимателя выделяются следующие виды ПВК:

- ювелирного магазина или ювелирного интернет-магазина;
- комиссионного ювелирного магазина;
- ювелирного производства;
- ювелирной мастерской;
- скупки;
- оптовой ювелирной компании;
- организации, занимающейся добычей, извлечением, переработкой драгоценных металлов или драгоценных камней;
- иных организаций ювелирного сектора.

По этой причине ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ розничного ювелирного магазина будут отличаться от правил, к примеру, оптовой ювелирной компании.

Правила необходимо разрабатывать с учетом различных аспектов и факторов, таких как:

- специфика деятельности;
- наличие / отсутствие обособленных подразделений, филиалов, отдельных точек продаж и обслуживания клиентов;
- штатный состав и численность сотрудников;
- характер проводимых операций с ювелирными изделиями, драгоценными камнями и драгоценными металлами;
- принятый в организации способ документооборота (электронный или бумажный);
- состав клиентов;
- номенклатура ювелирных изделий, драгоценных камней и драгоценных металлов;
- иные факторы.

Одной из важных особенностей ПВК ювелирной организации, работающей с физическими лицами, является то, что в них прописываются специфичные условия идентификации клиентов – физических лиц.

Так, в соответствии с Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников ювелирного магазина возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Этот нюанс обязательно нужно учитывать в правилах внутреннего контроля.

При разработке правил внутреннего контроля ювелирные компании и предприниматели-ювелиры должны ориентироваться на нормативные акты, регламентирующие состав и содержание этого документа. К важнейшим нормативным документам относятся:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. №667.
  • Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366.
  • Информационные письма и информационные сообщения Росфинмониторинга.
  • Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Перед разработкой правил внутреннего контроля ювелирные организации и предприниматели должны изучить указанную нормативную базу в сфере ПОД/ФТ.

Впрочем, большинство ювелирных магазинов и ювелирных компаний доверяют разработку правил внутреннего контроля профессиональным разработчикам, которые специализируются на этих вопросах и знают специфику не только законодательства в сфере финансового мониторинга, но и хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них. Однако необходимо иметь в виду, что разработанные сторонними организациями ПВК ювелир должен обязательно изучить и знать, поскольку ему придется обеспечить выполнение прописанных в них порядков и процедур. Именно по этой причине правила внутреннего контроля должны стать не формальным документом или отпиской для проверяющих, а важным внутренним локальным актом, требующим к себе постоянного повышенного внимания и четкого исполнения.

После разработки ПВК они в обязательном порядке должны быть распечатаны на бумажном носителе и утверждены приказом руководителя ювелирной организации или индивидуальными предпринимателями. Электронный экземпляр правил внутреннего контроля в формате WORD или PDF также загружается ювелирными организациями и предпринимателями в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга в целях информирования надзорных органов о его наличии.

Отдельные проверяющие органы требуют наличие бумажного экземпляра правил внутреннего контроля в каждом ювелирном магазине или в каждой точке обслуживания клиентов, входящей в рамках одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в сеть. Между тем такие требования проверяющих не обоснованы законом. Достаточно хранить бумажный экземпляр ПВК в головном офисе. Однако сотрудники ювелирных магазинов, скупок, комиссионок, мастерских и т.д., входящих в состав этого юридического лица или предпринимателя, должны быть в обязательном порядке под подпись ознакомлены с правилами внутреннего контроля путем проведения им вводного и дополнительного инструктажа по ПОД/ФТ. В точках обслуживания клиентов достаточно иметь формы анкет клиентов и внутренних сообщений, заполняемых в случаях выявления операций, подлежащих контролю.

В случае выхода изменений в законодательстве, влияющих на состав и содержание правил внутреннего контроля, в них в месячный срок должны быть внесены соответствующие изменения, после чего новая редакция ПВК заново печатается и утверждается руководителем ювелирной компании или предпринимателем, а файл с ПВК повторно загружается в личный кабинет ювелира на сайте Росфинмониторинга. Весьма распространенное нарушение – ювелир разработал ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ один раз и более не вносил в него никаких корректировок и правок.

В отдельных случаях выходят изменения в законодательстве, прямо не распространяющиеся на организации и предпринимателей ювелирного сектора (например, для банков, лотерей, агентств недвижимости и т.д.), однако в зависимости от текста и содержания конкретных правил внутреннего контроля отдельные изменения могут (а в отдельных случаях – должны) учитываться в т.ч. и ювелирами. Например, если ювелир процитировал в ПВК общую норму закона, а она с выходом изменений скорректировалась, эту норму закона в ПВК нужно будет воспроизвести в новой редакции.

В целях постоянного совершенствования правил внутреннего контроля ювелирам рекомендуется на регулярной основе проводить их анализ на предмет наличия в них возможных неточностей и нарушений. ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ – документ, в котором каждое слово должно быть тщательно выверено и продумано.

Штраф за отсутствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ или за их несоответствие требованиям законодательства составляет от 50 000 до 100 000 рублей. Наложение и выплата штрафа не освобождают ювелира от необходимости разработки правил, поэтому наличием этого документа необходимо озадачиться заблаговременно.

Рейтинг: 27 / 24

Поделиться статьей:


Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(117) май - сентябрь 2020
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Финмониторинг:


Практическая работа ювелира с внутренними сообщениями при выявлении подозрительных операций
7 июля 2021 г. Финмониторинг
Практическая работа ювелира с внутренними сообщениями при выявлении подозрительных операций

Проводимый нами аудит исполнения организациями и предпринимателями ювелирного сектора положений 115 Федерального закона и иных норм в сфере ПОД/ФТ, а также проверочные мероприятия со стороны надзорных органов нередко демонстрируют достаточно …

Павел Смыслов


Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю
11 апреля 2021 г. Финмониторинг
Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю

Одна из важнейших обязанностей организаций и предпринимателей ювелирного сектора – сдача в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, установленных Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. Многим нашим читателям хорошо …

Павел Смыслов

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.