О несложных процедурах противодействия ювелирами финансированию распространения оружия массового уничтожения

О несложных процедурах противодействия ювелирами финансированию распространения оружия массового уничтожения

В одном из предыдущих номеров журнала «Экспо-Ювелир» мы уже поднимали тему новых обязанностей ювелиров в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и рассказывали читателям о вступивших в силу 23 июля 2018 года масштабных изменениях в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г., регулирующих этот вопрос. Поэтому многие ювелиры уже наслышаны о том, что с 2018 года они противодействуют не только легализации преступных доходов и финансированию терроризма, но также еще и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).

Напомним, что в связи с появлением этой новой обязанности ювелиры в 2018 году среди прочего были обязаны разработать новые редакции своих правил внутреннего контроля (причем не один раз), начать проверять своих клиентов по новому списку — перечню лиц, имеющих причастность к финансированию распространения оружия массового уничтожения, информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг не реже одного раза в три месяца, а также выполнять ряд иных обязанностей.

7 ноября 2018 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2018 г. № 1277 «Об утверждении Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации». В тот же день на сайте Росфинмониторинга был опубликован первый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — Перечень ФРОМУ).

В связи с выходом первого Перечня ФРОМУ ювелиры должны были зайти в свои личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга и скачать этот перечень, который был размещен в формате XML. Этот формат можно было открыть в Excel, в Word, в блокноте Windows и т.д.

Структура и формат нового Перечня ФРОМУ были размещены Росфинмониторингом в разделе «Инструкции пользователя Личного Кабинета». После скачивания Перечня ФРОМУ необходимо было провести проверку клиентов по нему.

Итоги самой первой проверки клиентов рекомендовалось документально зафиксировать в Акте проверки клиентов или иным способом, установленным в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а сведения о ней подать в Росфинмониторинг, направив хорошо известный ювелирам отчет о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (форма ФЭС 3-ФМ), т.к. отдельной формы отчета под указанную проверку в настоящее время нет.

Теперь всех новых клиентов ювелиры также обязаны проверять по Перечню ФРОМУ, используя его актуальную редакцию, размещенную в личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга. Результаты таких проверок клиентов целесообразно фиксировать в анкетах, для чего можно в них предусмотреть отдельную графу, например, «Результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне ФРОМУ, дата проверки». В случае если ювелиры имеют с клиентами длящийся характер отношений, они должны не забывать проверять клиентов по Перечню ФРОМУ при наступлении срока обновления сведений о клиентах.

Таким образом, работа с новым Перечнем ФРОМУ практически аналогична работе с хорошо известным ювелирам перечнем лиц, имеющих причастность к экстремистской деятельности или терроризму.

В настоящее время в Перечне ФРОМУ содержится порядка 250 имен физлиц и наименований юрлиц, а проверка по нему не занимает на практике много времени и сил. С 7 ноября 2018 года и на момент написания настоящей статьи (конец января 2019 г.) Перечень ФРОМУ пока еще ни разу не обновлялся. 

Больше всего у ювелиров вызвала беспокойство сдача отчетности в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения, т.к., как указывалось уже выше, отдельной формы отчета под указанную проверку в настоящее время нет. Многих ювелиров волнует один и тот же вопрос: в связи с появлением в ноябре 2018 года нового Перечня ФРОМУ в Росфинмониторинг нужно теперь посылать два отчета или все так же один, но указывая в нем результаты проверки по всем перечням Росфинмониторинга?

Автору настоящей статьи лично известны ювелиры, которые в январе 2018 года умудрились сдать в один и тот же день сразу два абсолютно идентичных (но с разными порядковыми номерами) отчета в Росфинмониторинг о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, рассуждая примерно так: первый отчет содержит в себе сведения о проверках клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а второй по Перечню ФРОМУ.

В действительности же, т.к. в настоящее время никаких специальных форм отчета для проверки клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения нет, полагаем, что в Росфинмониторинг, как и ранее, нужно посылать один отчет, который называется «Сообщение о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества».

Напомним, что меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяются как в отношении субъектов, включенных в перечень лиц, имеющих причастность к экстремизму и терроризму (давний перечень), так и в отношении субъектов, включенных в Перечень ФРОМУ.

Кроме того, обратим внимание, что в состав направляемого в Росфинмониторинг отчета в настоящее время включаются проверки не только по всем перечням Росфинмониторинга, но также и по Списку лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества. Примечательно, что почему-то раньше у ювелиров не вставал вопрос о том, нужно ли посылать в Росфинмониторинг отдельно отчет по перечню лиц, имеющих причастность к экстремизму и терроризму, и отдельно отчет по решениям Межведомственной комиссии. Ювелиры спокойно направляли в Росфинмониторинг форму ФЭС 3-ФМ, включая в нее и результаты проверок по перечню лиц, имеющих причастность к экстремизму и терроризму, и по решениям Межведомственной комиссии.

Таким образом, в настоящее время отчет пока так и остался один, но в его состав включаются сразу три проверки по следующим документам:
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
— Список лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

Специальных пометок в отчете, например о том, что отчет содержит в себе результаты проверок по всем перечням Росфинмониторинга, делать не нужно. 

Именно поэтому результаты проверки клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения уже могли быть спокойно направлены ювелирами в Росфинмониторинг уже в составе «квартального» отчета за 4 квартал 2018 года, если порядок направления отчетов ФЭС 3-ФМ был выстроен ювелирами поквартально.

Подводя итог под проделанной нами с ювелирами работой с новыми обязанностями по противодействию ФРОМУ, можем с уверенностью сказать, что ходившие в ювелирном сообществе слухи о том, что исполнение новых обязанностей станет для ювелиров непосильным бременем, повлечет за собой множество новых проверок и рутинной работы, оказались чересчур преувеличенными. В действительности же применяемые на практике ювелирами обязанности по противодействию ФРОМУ являются простыми и совсем необременительными.
 

Рейтинг: 49 / 57

Поделиться статьей:


Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №1(112) февраль-май 2019
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Финмониторинг:


Практическая работа ювелира с внутренними сообщениями при выявлении подозрительных операций
7 июля 2021 г. Финмониторинг
Практическая работа ювелира с внутренними сообщениями при выявлении подозрительных операций

Проводимый нами аудит исполнения организациями и предпринимателями ювелирного сектора положений 115 Федерального закона и иных норм в сфере ПОД/ФТ, а также проверочные мероприятия со стороны надзорных органов нередко демонстрируют достаточно …

Павел Смыслов


Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю
11 апреля 2021 г. Финмониторинг
Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю

Одна из важнейших обязанностей организаций и предпринимателей ювелирного сектора – сдача в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, установленных Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. Многим нашим читателям хорошо …

Павел Смыслов

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.