Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю

Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю

Одна из важнейших обязанностей организаций и предпринимателей ювелирного сектора – сдача в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, установленных Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. Многим нашим читателям хорошо известны формы ФЭС 1-ФМ, используемые для подготовки и отправки информации о таких операциях в финансовую разведку нашей страны.

В конце 2020 – начале 2021 года в законодательстве по ПОД/ФТ произошел ряд изменений, которые ювелиры должны учесть в своей повседневной работе с операциями, подлежащими обязательному контролю.

Новые нюансы подготовки и удаления сообщений об операциях с ювелирными изделиями, драгоценными металлами и камнями, подлежащих обязательному контролю

20 ноября 2020 года вступили в силу изменения в Инструкцию о представлении в Росфинмониторинг, предусмотренную Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110. Указанные изменения среди прочего установили новую редакцию Справочника кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Теперь организации сектора драгоценных металлов и камней смогут более точно указывать в ФЭС 1-ФМ информацию о том, с каким видом драгоценного металла, сплава или соединения производится операция:

Код

Наименование

A20

Серебро

A30

Родий

A33

Палладий

A76

Платина

A90

Золото

B69

Ювелирные изделия

B99

Драгоценные камни

C10

Сплав, содержащий драгоценные металлы

C20

Сырье, содержащее драгоценные металлы

C30

Полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы

C40

Промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы

C50

Химические соединения, содержащие драгоценные металлы

Кроме этого, справочник кодов видов документов, являющихся основанием/подтверждением совершения операции (сделки), пополнился такими распространенными в ювелирной отрасли документами, как договор комиссии, агентский договор, договор поставки, договор займа и иными. Напомним, что указанные документы ювелиры перечисляют среди прочих оснований совершения операций, информация по которым направляется в Росфинмониторинг.

Этим же нормативным актом был установлен и новый порядок удаления ранее отправленных в Росфинмониторинг сообщений, в т.ч. и по операциям, подлежащим обязательному контролю. Так, для удаления ранее представленного и принятого Росфинмониторингом ФЭС ювелиры будут должны представлять удаляемое ФЭС целиком, имеющее значение показателя «Вид сообщения» – «4 – удаление записи», с указанием в показателе «Дополнительные сведения» причин удаления ФЭС. При этом в показателях «Номер записи в ФЭС» и «Дата ФЭС» удаляемого сообщения указываются номер и дата первично представленного ФЭС, а в показателе «Дата исправления/замены записи/удаления записи» указывается дата представления удаляемого сообщения. Заметим, правда, что на момент подготовки настоящей статьи практических изменений в личном кабинете ювелиров на сайте Росфинмониторинга в указанной части не произошло и ювелиры для удаления ранее отправленных сообщений пока пользуются отдельным запросом на удаление сообщений.

Новые особенности направления операций в Росфинмониторинг

Федеральным законом от 13 июля 2020 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений в Росфинмониторинг разными субъектами Федерального закона №115-ФЗ, в т.ч. и ювелирного сектора. Указанные изменения вступили в силу 10 января 2021 года.

С указанной даты для организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий были установлены особенности представления сведений о совершаемых их клиентами в Росфинмониторинг операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Как и ранее, полный перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115.

Однако теперь ювелиры предоставляют в Росфинмониторинг сведения не обо всех установленных законом операциях, а только в отношении следующих операций, перечисленных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона №115 (в целях упрощения текста статьи мы позволили себе без потери смысла упростить содержание некоторых операций, подлежащих обязательному контролю):

– зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами лицами, принадлежащими к государствам, не выполняющим рекомендации ФАТФ, или через банки в таких государствах – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;

– скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;

– предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа – на сумму, равную или выше 600 000 рублей;

– операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией – на сумму, равную или выше 100 000 рублей;

– операции с денежными средствами или иным имуществом лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, а также подконтрольных им лиц – вне зависимости от суммы.

Информация об иных операциях, подлежащих обязательному контролю, перечисленных в статье 6 закона №115, но не закрепленных за организациями и предпринимателями ювелирного сектора и сектора драгметаллов и драгоценных камней, в Росфинмониторинг с 10.01.2021 г. более не направляется.

Поскольку среди отдельных представителей ювелирной отрасли в связи с вышеуказанными новеллами пошли неверные попытки их толкования, особо отметим, что вышеуказанные изменения никоим образом не поменяли обязанность ювелирного сектора отправлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или имуществом, совершаемые в рамках агентских договоров, договоров комиссии, подряда, поставки, купли-продажи ювелирных изделий, драгоценных камней и драгоценных металлов.

Можно с уверенностью сказать, что изменения в части мониторинга за операциями, подлежащими обязательному контролю, коснулись каждого представителя ювелирной отрасли. В связи с ними организации и предприниматели в срок по 08.02.2021 обязаны разработать новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, распечатать их на бумажном носителе и утвердить приказом руководителя или предпринимателя. Электронный образ правил рекомендуется загрузить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. С текстом ПВК должны быть ознакомлены сотрудники организаций и предпринимателей путем проведения им дополнительного инструктажа.

Поскольку в 2020 году представители отрасли практически не проверялись по вопросам исполнения ими процедур по ПОД/ФТ, нам представляется, что в 2021 году надзорные органы могут усилить контроль за ювелирами. Поэтому нашим читателям важно своевременно реагировать на происходящие в сфере финансового мониторинга изменения и учитывать их в своей повседневной работе.

Рейтинг: 5 / 3

Поделиться статьей:


Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №1(120) январь - май 2021
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Финмониторинг:


О некоторых требованиях к заполнению карты постановки на специальный учет в Федеральную пробирную палату
9 января 2021 г. Финмониторинг
О некоторых требованиях к заполнению карты постановки на специальный учет в Федеральную пробирную палату

Нашим читателям хорошо известно, что до начала осуществления деятельности, связанной с производством, использованием и обращением драгоценных металлов и/или драгоценных камней, каждая организация и индивидуальный предприниматель обязаны встать на специальный учет …

Павел Смыслов


Новый порядок работы с личным кабинетом на сайте Росфинмониторинга
21 декабря 2020 г. Финмониторинг
Новый порядок работы с личным кабинетом на сайте Росфинмониторинга

Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга – информационный ресурс, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу https://www.fedsfm.ru. Личный кабинет обеспечивает электронное взаимодействие ювелиров с Росфинмониторингом. 20 сентября …

Павел Смыслов

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.