О некоторых требованиях к заполнению карты постановки на специальный учет в Федеральную пробирную палату
Нашим читателям хорошо известно, что до начала осуществления деятельности, связанной с производством, использованием и обращением драгоценных металлов и/или драгоценных камней, каждая организация и индивидуальный предприниматель обязаны встать на специальный учет в Федеральной пробирной палате.
Напомним, что в целях постановки на спецучет юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную пробирную палату следующие документы:
– заявление о постановке на специальный учет в произвольной форме, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;
– карту специального учета по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Указанные документы направляются в соответствующее Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации организации или предпринимателя (при заявлении кодов по ОКВЭД, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы.
При изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней представляют в Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты заявление в произвольной форме о внесении соответствующих изменений в карту специального учета, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а также карту специального учета, содержащую новые сведения.
В начале 2020 года Кодекс об административных правонарушениях был дополнен положениями, устанавливающими ответственность за ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета.
В соответствии со ст. 15.43 КоАП ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей. А нарушение установленного срока представления заявления о внесении изменений в карту специального учета влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юрлиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Срок рассмотрения Межрегиональными управлениями Федеральной пробирной палаты пакета документов для постановки на спецучет составляет 15 календарных дней, итогом чего становятся решения:
– о постановке заявителя на специальный учет / о внесении изменений в карту специального учета;
– об отказе в постановке на специальный учет.
Таким образом, каждый законопослушный ювелир проходит через процедуру постановки на спецучет в Федеральной пробирной палате. Увы, но для многих эта процедура становится настоящим испытанием: отказы в постановке на специальный учет не так уж редки и выписываются Межрегиональными управлениями Федеральной пробирной палаты регулярно.
Существующие строгие требования к заполнению карты, с другой стороны, усложняют начало осуществления предпринимательской деятельности в ювелирном секторе.
К наиболее распространенным причинам отказов в постановке на спецучет можно отнести следующие:
– указаны недостоверные сведения;
– не заполнены обязательные пункты карты специального учета;
– некорректно заполнены полное и краткое наименования организации;
– указаны не все бенефициарные владельцы;
– указаны лишние коды ОКВЭД;
– заполнена форма карты специального учета старого образца;
– неверно определена категория заявителя.
Нередко заявители в карте специального учета указывают все без исключения коды ОКВЭД, указанные в выписке ЕГРЮЛ/ЕГРИП, что является неверным и проводит к отказам с пометкой «Ненадлежащее оформление п. 7 карты специального учета».
Для корректного заполнения карты необходимо указать только те коды ОКВЭД, которые связаны с производством, использованием и обращением драгоценных металлов и/или драгоценных камней (при необходимости они сопровождаются пояснениями), а также относящиеся к видам деятельности, которые заявитель фактически осуществляет.
Одним из распространенных вопросов среди ювелиров при заполнении карты постановки на спецучет является вопрос о том, какой код ОКВЭД необходимо указать в случае осуществления скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и лома таких изделий. В классификаторе действительно отсутствует код с данным видом деятельности, из-за чего ювелиры указывают в карте спецучета что попало. На практике же в такой ситуации используются два кода ОКВЭД:
– 46.72.23 Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами;
– 46.76.4 Торговля оптовая драгоценными камнями.
Однако мало кто знает, что в таком случае в п. 7 карты специального учета обязательно нужно сделать соответствующее пояснение о фактически осуществляемом виде деятельности.
Подобные нюансы касаются и некоторых других видов деятельности, которые также требуют делать пояснения при заполнении карты специального учета.
Зачастую к нам обращаются за помощью в постановке на спецучет в Федеральную пробирную палату ломбарды, которые прошли через самостоятельные неудачные попытки пройти эту процедуру. Ломбарды нередко при регистрации юридического лица вносят в ЕГРЮЛ разнообразные ОКВЭД, которые, как они полагают, им пригодятся на все случаи жизни, забывая при этом ограничения, установленные статьей 2 ФЗ №196 «О ломбардах», согласно которой ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Сотрудники Федеральной пробирной палаты хорошо знают эту норму закона, поэтому, выявив в ЕГРЮЛ лишние для ломбарда ОКВЭД, справедливо выносят отказ в постановке на спецучет.
Таким образом, во многих случаях отказы в постановке на спецучет выписываются совершенно справедливо из-за несоблюдения заявителями установленного порядка заполнения документов. Однако в нашей практике помощи ювелирам в постановке на спецучет и заполнении документов мы сталкивались и с отказами по основаниям, законодательно не урегулированным, с отказами, связанными с излишней придирчивостью проверяющих.
Так, например, после того как в 2020 г. Государственные инспекции пробирного надзора были переименованы в Межрегиональные управления Федеральной пробирной палаты, заявители нередко стали получать отказы в постановке на спецучет из-за того, что в заполненной карте вместо наименования Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты указывали старое наименование Государственной инспекции пробирного надзора. И это происходило даже несмотря на то, что в Приказ Минфина России от 01.02.2016 №5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» корректировок в части наименования государственной инспекции пробирного надзора до сих пор внесено не было.
Также для успешной постановки на спецучет недостаточно правильно заполнить все сведения, очень важно правильно распечатать карту. Когда мы помогаем ювелирам готовить документы к сдаче и печатаем карту постановки на спецучет, мы учитываем следующие нюансы:
– Отметка МРУ Федеральной пробирной палаты не должна попасть на отдельную страницу, где кроме нее ничего более не будет. Важно, чтобы как минимум подпись и печать предпринимателя или руководителя организации также были размещены на данной странице.
– Поля таблицы карты спецучета не должны быть обрезаны, а текст должен полностью умещаться в ячейку для текста.
О том, как внимательно сотрудники Федеральной пробирной палаты проверяют документы, свидетельствует один известный нам очень интересный случай. Организации было отказано в постановке на спецучет по той причине, что отчество директора в карте было написано через букву «е»: Семеновна, а в ЕГРЮЛ отчество было написано через «ё» – Семёновна. Этот отказ среди прочего был вынесен с формулировкой «некорректно заполнен п. 8 карты».
В случае вынесения отказа заявитель получает на руки соответствующее уведомление с указанием причины отказа в постановке на специальный учет или внесении изменений. Впрочем, отказ – не приговор, и ювелир вправе повторно обратиться в Федеральную пробирную палату с повторным пакетом документов после устранения замечаний. Заметим, правда, что иногда уведомления об отказе не содержат полную информацию обо всех причинах отказа, что не позволяет устранить все необходимые замечания с первого раза, именно поэтому нам известны ситуации, когда ювелиры многократно безуспешно обращались в Федеральную пробирную палату за получением уведомления о постановке на специальный учет.
Постановка на специальный учет или внесение изменений в карту специального учета – важные административные процедуры, которые требуют особой внимательности при заполнении документов и знания многих нюансов. Любая, даже совсем незначительная ошибка может послужить самостоятельным поводом для отказа, что затянет процесс постановки на специальный учет и станет тормозом к развитию своего бизнеса.
Авторы: Павел Смыслов и Виктория Атяшева
Атяшева Виктория - юрист, специалист по правовым вопросам в ювелирном секторе, компания «Корпоративные юристы Смысловы»
Поделиться статьей:
В этом году в личных кабинетах ювелиров на сайте Росфинмониторинга появился новый сектор («лепесток ромашки») в индикаторе риска – «Направление СПО». Незнакомая многим ювелирам аббревиатура СПО расшифровывается как «Сообщения о подозрительных операциях». …
Ответственность организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора драгоценных металлов и камней за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) предусмотрена статьей …
Оставить комментарий