О необходимости работы ювелиров над выявлением подозрительных операций

О необходимости работы ювелиров над выявлением подозрительных операций

В этом году в личных кабинетах ювелиров на сайте Росфинмониторинга появился новый сектор («лепесток ромашки») в индикаторе риска – «Направление СПО». Незнакомая многим ювелирам аббревиатура СПО расшифровывается как «Сообщения о подозрительных операциях». Новый сектор индикатора риска оценивает качество работы ювелира по направлению в Росфинмониторинг сообщений о подозрительных операциях.

Во многих случаях ювелиры слышали об обязанности подавать в Росфинмониторинг сообщения о проверках клиентов и об операциях, подлежащих обязательному контролю, а о том, что есть отчеты о подозрительных операциях, некоторые часто слышат впервые, хотя об этом им должны были рассказывать еще на обязательном обучении по вопросам ПОД/ФТ – целевом инструктаже. Основными причинами неосведомленности ювелиров о наличии отчетов о подозрительных операциях является либо формальное прохождение ими обучения «для галочки», либо прохождение некачественного инструктажа, на котором лектор не уделил внимания вопросу выявления необычных сделок.

А ведь законом №115 установлено, что в том случае, если у ювелира или его работников на основании реализации правил внутреннего контроля (ПВК) по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что операции или действия (как разовые, так и их совокупность) клиентов осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, нужно будет подать соответствующий отчет в Росфинмониторинг. Такой отчет подается не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления необычной операции или действий клиента.

Чтобы ювелирам было легче выявлять подозрительные операции, Росфинмониторинг определил признаки, указывающие на необычный характер сделки. Эти признаки должны включаться ювелирами в свои правила внутреннего контроля. Если клиент совершает операцию, схожую с описанием признака, указывающего на необычный характер сделки, ей надо будет уделить повышенное внимание с целью определить, не является ли эта операция подозрительной. Также, если клиент совершает операцию, для которой нет схожего с ней признака необычной сделки, но при этом у ювелира возникают подозрения, ему нужно рассмотреть вопрос об отнесении такой операции к категории подозрительных.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки, делятся на две группы: общие и специфичные под различные виды деятельности. Первая группа в полном объеме включается в состав ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а вторая включается ювелирами в ПВК исходя из их вида деятельности (так называемые признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий).

Так, в качестве примеров общих признаков необычных операций можно отметить следующие:

– запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

– неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных законом №115;

– отказ клиента или его представителя в предоставлении запрошенных документов и информации, которые необходимы ювелиру для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;

– многие-многие другие.

В число специфичных для ювелиров признаков необычных операций (сделок), выявляемых при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, включаются, например, следующие:

– Систематическое приобретение физическим лицом нескольких ювелирных или других бытовых изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и/или сертифицированных драгоценных камней.

– Неисполнение клиентом обязанности по постановке на специальный учет в Федеральной пробирной палате.

– Перечисление по поручению сдатчика денежных средств за скупленные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из них, и лом таких изделий на счета третьих лиц.

– Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) без направления информации по факту оборота продукции, ювелирных изделий в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.

– Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не имеющими бирки или ярлыка с нанесенными на них двухмерным штриховым кодом и уникальным идентификационным номером.

– Однократная сдача в скупку физическим лицом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в количестве 10 и более единиц.

– Некоторые другие.

В полном объеме признаки необычных операций (сделок) опубликованы на сайте Росфинмониторинга в разделе «Документы Росфинмониторинга» в файле под названием «Описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. №18».

Каждому признаку необычной операции Росфинмониторингом присвоен свой код, который должен указываться ювелиром в отчетности в Росфинмониторинг.

Кроме установленных Росфинмониторингом критериев выявления подозрительных операций мы рекомендуем читателям также обратить свое внимание на «Методические рекомендации по выявлению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок), которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и представлению сведений о них» (Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.12.2020). В этом документе среди прочего перечислены дополнительные критерии, которые могут быть использованы при оценке операций, например, такие как:

– Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.

– Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.

– Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.

– Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.

– Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).

– Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.

– Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.

– Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).

– Многие другие.

При работе с признаками необычных операций следует учитывать, что установленные признаки – это индикаторы для дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для автоматического признания сделки необычной.

Некоторые организации и предприниматели имеют практику проявлять излишнюю бдительность и без разбора посылать информацию в Росфинмониторинг, признавая многие операции клиентов подозрительными. Работают по принципу «чем больше отправить в Росфинмониторинг, тем лучше». Другие субъекты 115-ФЗ, наоборот, не проводят вообще никакой работы над выявлением подозрительных операций и, соответственно, отчетности в Росфинмониторинг не направляют. Оба этих варианта, естественно, никуда не годятся.

Работу над выявлением операций, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, нужно проводить на постоянной основе. Для этого ювелиры должны ознакомить своих сотрудников с описанием установленных кодов признаков необычных операций. В случае выявления признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), необходимо будет составлять внутреннее сообщение, проводить углубленную проверку операции и клиента, а также рассматривать вопрос об отправке сведений в Росфинмониторинг.

В случае принятия мотивированных решений о признании операций подозрительными, безусловно, нужно будет направить сведения в Росфинмониторинг в сроки, установленные законом, указав в обязательном порядке в показателе формализованного электронного сообщения «Дополнительные сведения» основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной. Однако если в ходе проводимой ювелиром работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ случаев признания операций подозрительными не будет, по этой причине у него действительно могут отсутствовать основания для отправки сведений в Росфинмониторинг. Бывает так, что годами у ювелира 115-ФЗ вообще не бывает поводов для отправки сведений о подозрительных операциях в Росфинмониторинг.

У ювелиров, которые не направляли ни разу информацию о подозрительных операциях в Росфинмониторинг, сектор («лепесток ромашки») в индикаторе риска «Направление СПО», который мы упоминали в самом начале нашей статьи, подсвечивается серым цветом, т.к. Росфинмониторинг не смог оценить их работу в этом направлении из-за отсутствия поступающей информации. Серый «лепесток» не влияет на индикатор риска и не является свидетельством того, что ювелир работает как-то не так. Однако если ювелир направит сообщения о подозрительных операциях в Росфинмониторинг, то спустя время эти действия будут учтены Росфинмониторингом в расчете уровня риска.

В заключение отметим, что в последние годы надзорными органами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ уделяется повышенное внимание качеству и эффективности работы субъектов 115-ФЗ по выявлению подозрительных операций. Формальное отношение к выявлению подозрительных операций и отправке отчетов по ним почти всегда говорит о нарушениях в работе организации и предпринимателя, а в отдельных случаях даже может свидетельствовать о возможных рисках вовлечения ювелира в отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.

 

Рейтинг: 17 / 16

Поделиться статьей:


Опубликовано в ЭКСПО-ЮВЕЛИР
Статья опубликована в журнале-каталоге ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(129) май - сентябрь 2023
- интересные и выгодные предложениями от компаний -участников ювелирного рынка
- публикации ведущих экспертов-практиков рынка
Другие публикации в рубрике Финмониторинг:


Таблица штрафов и нарушений по финмониторингу
13 января 2023 г. Финмониторинг
Таблица штрафов и нарушений по финмониторингу

Ответственность организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора драгоценных металлов и камней за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) предусмотрена статьей …

Павел Смыслов


Главные вопросы ювелиров о прохождении обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ
10 января 2023 г. Финмониторинг
Главные вопросы ювелиров о прохождении обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ) был основан братом и сестрой Павлом и Серафимой Смысловыми в 2015 году с целью обучения по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций и предпринимателей, в …

Павел Смыслов

Оставить комментарий

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Ювелирные изделия из золота
Ювелирные изделия из серебра, натурального камня, сувенирная продукция
Ювелирная фурнитура, услуги
Драгоценные и полудрагоценные камни, вставки, жемчуг
Упаковка, демонстрационное и торговое оборудование, свет, услуги
Драгоценные металлы
Оборудование для ювелирного производства, инструменты и материалы
Новостная рассылка журнала

По вашему желанию отправляем вам на email важную и полезную информацию, анонсы выхода журнала.


Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.